13.07.2022 11:35
    Поделиться

    У американки могут отобрать картину за 90 тысяч долларов, которую сочли подделкой

    73-летняя американка рискует безвозмездно распрощаться со своей картиной кисти Марка Шагала после того, как экспертная комиссия во Франции признала полотно подделкой. Об этом поведало издание The New York Times. История берет начало в 1994 году, когда Стефани Клегг приобрела картину у известного аукционного дома Sotheby's за ни много ни мало 90 тысяч долларов.
    iStock

    Произведение искусства долгие годы украшало спальню семейной четы Клегг, пока из-за переезда в новый дом полотно не отправили "на скамейку запасных". В 2020 году женщина вознамерилась продать полотно, и организацией продажи занялся все тот же Sotheby's. В аукционном доме сообщили, что для осуществления сделки требуется подтвердить подлинность работы во Франции, и отправили полотно экспертам по творчеству Шагала. Тем не менее, в Sotheby's обнадежили женщину, что переживать не о чем: якобы экспертиза - пустая формальность. Но дело приняло неожиданный оборот: комиссия по Шагалу заявила, что это полотно - фальшивка. Дальше - больше: во Франции решили не возвращать картину его законной хозяйке и планируют уничтожить полотно.

    Любопытно, что в 2008 году картина уже проходила атрибуцию (проверку на подлинность) в Sotheby's, и тогда принадлежность полотна кисти Шагала была полностью подтверждена. Более того, тогда рыночная стоимость произведения подскочила до сотни тысяч долларов. Зато как только был обнародован горький вердикт французской комиссии - в Sotheby's незамедлительно заявили, что они тут ни при чем, и спрос с них - нулевой. С этим категорически не согласна хозяйка картины, которая намерена судиться с аукционным домом: она уже потребовала у организации 175 тысяч долларов. Адвокат Клегг подчеркивает, что его клиентку сознательно дезинформировали, всячески убеждая в формальности французской экспертизы. Но в Sotheby's умудрились везде подстелить себе соломку: там заявили, что якобы организация предупреждала женщину о возможном риске отправки полотна во Францию. Претензии по тому, каким образом Sotheby's торговал поддельной картиной, да еще и затем признавал ее подлинность, организация тоже ловко отвергла: мол, гарантия подлинности на любую работу действует пять лет. Содействовать Клегг в разрешении проблемы с решением комиссии в Sotheby's тоже не спешат. Но при этом умудряются поиздеваться над женщиной: организация предложила ей скидку в размере 18,5 тысяч долларов (соответствует гонорару Sotheby's), если Клегг решит продать другие свои полотна через Sotheby's.

    Непонятна и позиция экспертной комиссии. Известно, что такие комиссии имеют большой вес именно во Франции, законодательно обладая правом на уничтожение поддельных работ. Но почему бы просто не вернуть картину владелицы, лишив ее права на перепродажу произведения? Кроме того, нет четких гарантий, что решение той же комиссии по Шагалу не будет с годами пересмотрено. А подобные пересмотры - обычная практика для мира живописи. "Если исходить из того, что подлинность может измениться при смене экспертов, уничтожение картины лишает ее такой возможности", - приводит NYT слова Джо Бэкер Лэйрда, бывшего юридического консультанта Christie's. Доказать свою правоту мисс Клегг будет крайне проблематично. "У вас может быть фотография Шагала, пишущего это, и его собственное письменное свидетельство о том, что он это сделал, но, если комитет скажет, что это не художник - тогда, для целей арт-рынка, это не художник", - цитирует NYT Томаса К. Данцигера, юриста арт-рынка на Манхэттене.

    Примеров, подобным случаю мисс Клегг, хватает с избытком. Например, около десяти лет назад от рук все той же французской комиссии по Шагалу пострадал бизнесмен из Великобритании. Эксперты признали подделкой полотно под названием "Обнаженная 1909-10", за которую в 1992 году Мартин Лэнг отвалил сотню тысяч фунтов. Судьба картины незавидна: комиссия уничтожила ее, несмотря на первоначальные попытки мужчины сохранить картину. Тем не менее, неудачливые владельцы подобных картин пытаются бороться со всемогуществом подобных комиссий, считающихся истиной в последней инстанции. NYT напоминает, что ряд исков против подобных комиссий/комитетов были удовлетворены, а сами они - распущены. Вот только едва ли это сильно утешит госпожу Клегг.

    Вопрос атрибуции - крайне актуальный и одновременно проблемный в современной живописи. Нет никаких гарантий, что полотно, признанное сегодня подлинным, будет считаться таковым и завтра. Свежий пример - известная картина Питера Пауля Рубенса "Самсон и Далила" из собрания лондонской Национальной галереи, которая в 2021 году оказалась подделкой после проверки с использованием механизмов искусственного интеллекта. Обратный случай - полотно "Сальватор Мунди" стоило "копейки" (чуть более тысячи долларов) в 2005 году, зато пять лет назад его цена подскочила до небес и составила 450 миллионов долларов. А все потому, что ряд экспертов посчитали, что это плод творения Леонардо да Винчи.

    Из всей этой истории налицо очевидная мораль: покупка живописи определенно более не является идеальным инвестированием свободных денег. Новость о том, что приобретенное полотно внезапно окажется ненастоящим, может всплыть в любой момент. И шанс получить компенсацию за честно вложенные деньги - крайне мал. Подобные "американские горки" в мире живописи - к сожалению, уже обычная практика. Посему стоит десять раз подумать, стоит ли оно того.

    Поделиться