Доходы бюджета от продажи нефти и газа растут, но вместе с расходами на поддержку отрасли

За первые шесть месяцев этого года бюджет России получил 3,3 трлн рублей дополнительных нефтегазовых доходов - больше, чем за весь 2021 год. Об этом свидетельствуют данные Минфина. При этом в мае и июне поступления в казну из отрасли стали снижаться - главным образом за счет сокращения доходов от добычи, экспорта и переработки нефти.
Максим Богодвид/ РИА Новости

В целом нефтегазовые доходы за прошедшие полгода составили более 6,37 трлн рублей, что превышает объем полученных бюджетом средств из отрасли за весь 2020 год и более 70% от объема 2021 года. Казалось бы, этому можно только порадоваться, но основной вклад в пополнение казны внесли выросшие до максимума мировые цены на нефть, газ и топливо. Причем поступления от нефти по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с апреля сократились на 43%, по экспортной пошлине - на 58%, а от экспорта нефтепродуктов - на 79%. По газу падения поступлений в бюджет от экспорта не наблюдается, несмотря на снижение его объемов. Здесь заслуга главным образом очередного витка роста биржевых цен и его дефицита уже не только в Европе, но и в некоторых не самых богатых странах Азии.

Основной причиной тенденции стало серьезное укрепление курса рубля, считает эксперт Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин. В апреле НДПИ уплачивался по итогам мартовс- кого налогового периода с намного более высоким курсом доллара и, соответственно, намного более высокой рублевой ценой нефти. Тогда среднемесячный курс превышал 100 рублей за доллар, а в мае - июне он находился в районе 60 рублей за доллар.

По газу падения поступлений в бюджет от экспорта не наблюдается, несмотря на снижение объемов поставок, благодаря росту биржевых цен на него в Европе

С этим согласен заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. Снижение доходов от НДПИ связано с курсовой разницей, так как размер взимаемого налога зависит от цены в долларах и курса национальной валюты. При этом номинированная в долларах стоимость нефти Urals росла и в июне составила 90,22 доллара за баррель.

Статистика и данные Банка России подтверждают слова экспертов. Средний курс рубля к доллару на пике в марте составил 104,1 рубля за доллар, а к июню снизился до 57,3 рубля за доллар (на 45%). В феврале и апреле этого года средний курс находился почти на одном уровне - 77,4 и 77,9 рубля за доллар соответственно. Выплаты НДПИ по нефти за эти месяцы в марте и мае составили сопоставимые 858 и 828 млрд рублей.

Также не стоит переоценивать рекордные поступления в бюджет в апреле этого года. Значительную долю в них составили выплаты нефтяников по налогу на дополнительный доход (НДД), которые производятся по итогам квартала. Из 1,8 трлн рублей, полученных из нефтегазовой отрасли, 766 млрд пришлось на НДД. Хотя и без их учета месяц вышел рекордным, только по НДПИ на нефть поступления составили 1,15 трлн рублей. Уже в июне они снизились до 660 млрд рублей.

Но только колебаниями курса рубля нельзя объяснить снижение доходов по экспортной пошлине от нефти и нефтепродуктов. Здесь, несомненно, сыграло свою роль обострение отношений России и Европы - ранее основного потребителя наших углеводородов, которое привело к необходимости перенаправлять потоки российского экспорта с запада в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Как поясняет эксперт ЦМАКП Эмиль Аблаев, несмотря на то, что с 1 июня ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты выросли, продолжившееся укрепление рубля, а также сокращение российского экспорта нефти на 250 тысяч баррелей в сутки обусловили дальнейшее снижение поступления экспортных пошлин в бюджет.

По мнению первого вице-президента "ОПОРЫ России" Павла Сигала, сейчас "нефтянка" находится в процессе перестройки не только технологической, но и логистической. И влияет тут не столько снижение добычи или динамика движения рубля, сколько необходимость заключения новых контрактов и налаживание отношений с новыми партнерами. При этом основные затраты бюджета в нефтегазовой отрасли связаны с поддержкой нефтепереработки. Это выплаты нефтяникам из казны по демпферу - механизм компенсации части недополученной прибыли производителям топлива при его поставках на внутренний рынок, а не на экспорт. Он может работать в обе стороны. Если цены на топливо внутри страны оказываются выше экспортных цен, то нефтяники платят в бюджет, а если наоборот, то государство платит нефтяникам.

Сейчас российская "нефтянка" находится в процессе перестраивания - как в плане технологий, так и в плане логистики

В 2020 году, когда цены на нефть упали, компании внесли в казну по демпферу 356,6 млрд рублей. В 2021 году уже платило государство. А в этом году за шесть месяцев выплаты нефтяникам из бюджета уже составили 1,28 трлн рублей, что почти в два раза превышает объем аналогичных выплат за весь 2021 год. Вместе с обратным акцизом и инвестиционными надбавками выплаты из бюджета компаниям за полгода составили 1,86 трлн рублей. Это, несомненно, препятствует росту цен на автомобильное топливо внутри страны и способствует модернизации нефтеперерабатывающих производств, но в минфине, по данным СМИ, уже поднимали вопрос об отмене демпфера.

С другой стороны, именно российский экспорт нефти и нефтепродуктов оказался сейчас в наиболее уязвимом состоянии. И если нефть благодаря высокому дисконту (25-40 долларов за баррель) российские компании с успехом поставляют в АТР, то с нефтепродуктами так сделать получается не всегда. Во многих странах - Китае, Индии, Южной Корее, Японии - есть свои и подчас избыточные нефтеперерабатывающие мощности.

Кроме этого серьезной проблемой из-за западных санкций стал рост стоимости страхования и фрахта судов для поставок нашей нефти. Сейчас стоит вопрос о реализации нефти при изменении условий поставок, то есть по сути возможности уменьшения НДПИ на стоимость перевалки и страховки, поясняет аналитик ФГ "Финам" Александр Потавин. По расчетам минфина, это составляет от 800 млрд до 1 трлн рублей в год выпадающих доходов по НДПИ. В настоящее время стоимость страховки и фрахта составляет около 2-4 долларов за баррель, уточняет эксперт.

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Сергей Тихонов