Дмитрий Викторович, на протяжении последних лет снижается количество плановых проверок бизнеса, однако предприниматели не перестают жаловаться на бесчисленных контролеров. Резидентам ТОР они тоже досаждают?
Дмитрий Демешин: Стране необходимо получить максимальный экономический результат от создания ТОР. Для этого каждое звено в цепи должно функционировать предельно эффективно. Задача прокуратуры - скорректировать действия участников процесса в случае возникновения каких-либо трудностей и препятствий.
Практически во всех регионах округа прокуроры пресекали нарушения прав резидентов ТОР как при формировании ежегодных планов проверочных мероприятий, так и при проведении государственного и муниципального контроля. На 2022 год ведомства заявили свыше 20 тысяч проверок. Прокуратура исключила из сводного плана более половины. Что касается внеплановых мероприятий, 68 процентов заявлений органов контроля, или 1,3 тысячи, не было согласовано нами.
Государство вкладывает огромные средства в инфраструктуру ТОР. Как прокуратура следит за их использованием?
Дмитрий Демешин: В создание инженерных и транспортных сетей уже вложено более 35 миллиардов рублей из федерального бюджета, построено 68 объектов. Значительные финансовые потоки - приманка для недобросовестных коммерсантов. По фактам хищений подрядчиками и злоупотреблений со стороны чиновников с 2018 года возбуждено более 20 уголовных дел.
К примеру, в ходе нашей проверки вскрылось мошенничество подрядчика в ТОР "Большой Камень" в Приморском крае. При строительстве систем теплоснабжения трех жилых микрорайонов он не выполнил ряд работ, однако Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики их приняла и оплатила. Сейчас уголовное дело рассматривает суд, а объект введен в эксплуатацию.
В той же ТОР удалось предотвратить хищение бюджетных средств при реконструкции сооружений водоподготовки. Речь тоже шла об оплате фактически не выполненных работ. Деньги возвращены заказчику.
В Хабаровском крае именно по требованию прокуратуры подрядная организация достроила сети газоснабжения площадки "Парус" ТОР "Комсомольск". На этой же территории прокуроры добились возобновления работ по возведению газовой котельной на площадке "Холдоми", "замороженной" более двух лет. Энергообъект должны сдать в августе 2022-го.
Вынужден констатировать, что в ряде ТОР Камчатского, Приморского и Хабаровского краев проблемы, связанные с возведением инфраструктуры, сохраняются. Одна из причин срыва сроков строительства - низкое качество разработанных проектных решений и отсутствие должного контроля со стороны КРДВ. Но в каждом таком случае органы прокуратуры дают правовую оценку действиям подрядных организаций и во взаимодействии с минвостокразвития, региональными органами власти и корпорацией вырабатывают конкретные меры по завершению строительства объектов.
Какие еще "болевые точки" в применении режимов ТОР выявили надзорные органы?
Дмитрий Демешин: Мы постоянно контролируем, как уполномоченные органы помогают резидентам в получении земельных участков и необходимых разрешительных документов. К сожалению, здесь не все гладко.
Я провел прием инвесторов в Камчатском крае. Выяснилось, что органы местного самоуправления неправомерно действовали при предоставлении резидентам земельного участка, выдаче разрешительной документации на строительство. Кроме того, ПАО "Камчатскэнерго" затягивало с подключением объекта к электрическим сетям. Предприниматели много раз обращались за помощью в УК ТОР "Камчатка", но руководство управляющей компании не предприняло ничего, чтобы защитить законные права бизнеса. По представлению Генпрокуратуры глава управляющей компании уволен, а права предпринимателей восстановлены.
Мы также добились, чтобы резидент ТОР "Забайкалье" компания "Разрезуголь" получила градостроительные планы земельных участков, а инвестор ТОР "Хабаровск" предприятие "Грин Агро-Хабаровск" - землю для расширения инвестиционного проекта, для строительства животноводческого комплекса в селе Шереметьево.
В Республике Саха (Якутия) по нашему требованию ООО "Теплый край" подключили к инженерным сетям газоснабжения "Сахатранснефтегаза".
Есть проблема с несвоевременным расчетом за выполненные работы. Только после вмешательства надзорного ведомства в дальневосточных регионах было погашено свыше 5,7 миллиарда рублей долгов, накопившихся перед предпринимателями, участвующими в исполнении заказов для государственных и муниципальных нужд. Однако полностью ситуация не изжита: в Забайкальском и Хабаровском краях, Республике Бурятия и Сахалинской области общая сумма просроченной задолженности составляет свыше 460 миллионов рублей.
Практика прокурорского надзора свидетельствует о наличии и других актуальных проблем, негативно влияющих на развитие инвестиционной активности на Дальнем Востоке. Анализ эффективности деятельности ряда ТОР показал, что инвестиционные площадки не обладают достаточной экономической привлекательностью для потенциальных резидентов.
Как переломить ситуацию?
Дмитрий Демешин: Эти проблемы обсуждались в июне во Владивостоке на расширенном межведомственном совещании, организованном Генеральной прокуратурой Российской Федерации и минвостокразвития. Предложено совершенствовать действующую нормативную базу в части обеспечения всех инвесторов транспортной и коммунальной инфраструктурой за счет бюджетных средств, а также предоставления дополнительных налоговых льгот тем предприятиям, которые производят товары и услуги, наиболее востребованные в условиях усиления внешнего экономического давления. Речь идет о создании наиболее благоприятных условий ведения экономической деятельности в ТОР для высокотехнологичных компаний, в том числе в сфере информационных технологий, машиностроения, производства строительных материалов.
Реализация этих предложений будет полностью соответствовать указу президента Российской Федерации от 26.06.2020 № 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока" и стимулировать приток частного капитала в федеральный округ.