Поделиться

Депутаты продвигают интересы Хабаровского края на межрегиональных форумах

Делегация Законодательной думы Хабаровского края приняла участие в двух форумах - Сибирском транспортном в Новосибирске и Форуме регионов в белорусском Гродно. Почему они оказались важны для дальневосточной территории, рассказывает председатель думы Ирина Зикунова.
Ирина Зикунова: Перспективы взаимодействия Хабаровского края с Республикой Беларусь должны быть связаны с технологическим сотрудничеством, с организацией совместных предприятий.
Ирина Зикунова: Перспективы взаимодействия Хабаровского края с Республикой Беларусь должны быть связаны с технологическим сотрудничеством, с организацией совместных предприятий. / Пресс-служба Законодательной думы Хабаровского края

Ирина Валериевна, на форуме в Сибири назвали проблемы, которые препятствуют логистическому развороту российской экономики на Восток. Какие "узкие" места в транспортной инфраструктуре Хабаровского края сдерживают поток грузов?

Ирина Зикунова: Инфраструктура Восточного полигона железной дороги в целом оказалась не готова к большим нагрузкам, которые связаны с поворотом грузопотока и дополнительными внешнеторговыми интересами экспортеров и импортеров на восточном направлении.

На участках Восточного полигона, которые приходятся на Хабаровский край, есть свои "узкие" места. Это, например, Дуссэ-Алиньский тоннель: сейчас он имеет ограничения и по пропускной способности, и по габаритам составов. Идет строительство нового двухкилометрового тоннеля, работы планируется завершить в начале 2025 года. Его ввод существенно - до 30 процентов - увеличит пропускную способность по направлению Ургал - Постышево - Комсомольск-на-Амуре.

Пропускная способность БАМа и Транссиба к 2024 году должна вырасти на треть - до 180 миллионов тонн. В связи с этим требуется увеличить терминальные мощности портов Ванино - Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла, прежде всего компаний "Дальтрансуголь" и "ВаниноТрансУголь" - до 40 миллионов в год каждой.

Началось строительство 500-километровой Тихоокеанской железной дороги, она соединит Эльгинское месторождение углей в Якутии и портовые мощности, которые должны быть созданы в поселке Чумикан. Этот частный инфраструктурный проект поможет развивать и пути сообщения, и север нашего края. Предстоит освоить 90 с лишним миллиардов рублей.

Кроме того, губернатор Михаил Дегтярев на ПМЭФ сказал о возможности создания на берегу Татарского пролива крупных универсальных портов. А это возможность работать не только с наливными и насыпными грузами, но и с тарно-штучными. Значит, повысится конкурентоспособность наших портов, увеличатся номенклатура переваливаемых грузов и степень диверсификации портовой деятельности.

И в Новосибирске, и в Гродно обсуждалась сфера туризма. Чем, на ваш взгляд, Хабаровский край может быть привлекателен для туристов из Беларуси, из российских регионов?

Ирина Зикунова: Хабаровский край прекрасен прежде всего своим природным, экологическим, рекреационным потенциалом: у нас 300 памятников природы, шесть заповедников, нетронутые цивилизацией места. Кроме того, здесь уникальнейшая культура коренных малочисленных народов Севера и Приамурья.

Я для себя сделала открытие: в далекое поселение Верхняя Эконь, в скромный школьный музей едут зарубежные туристы, чтобы увидеть редкий экземпляр костюма шамана и атрибутику КМНС. То же самое в селе Джари.

Одно из магистральных направлений флагманских проектов, объявленных губернатором в декабре прошлого года, - "Край притяжения. Туризм в удовольствие". Его опорный проект "Амур - дорога тысячелетий" сочетает просветительский, экологический, рекреационный, познавательный, промысловый и промышленный туризм. Меня порадовало, что правительство РФ намерено создать единую круизную компанию. Речь идет о расширении круизной сети с охватом арктического ареала, туда же вошел со своими речными артериями Хабаровский край. Маршруты по Амуру включат посещение Комсомольска, Хабаровска, Николаевска, Благовещенска. Есть в планах интересный круиз от Владивостока к нашей жемчужине - Шантарским островам.

В крае активно развивается, в том числе благодаря нацпроектам, туристическая инфраструктура. В Хабаровске строят самую протяженную на востоке России набережную, новый речной вокзал, яхтенную марину, аквапарк. В пригороде - кресельно-канатная дорога на площадке "Хехцир", здесь открываются возможности для активного отдыха до 200 тысяч человек в год. В Советской Гавани намечено возведение к 2023 году трехзвездочного отеля.

Плюс у нас действует сеть спортивных сооружений, которые стали основной для спортивного событийного туризма. Кстати, притягательных событий в крае много. Это и молодежный образовательный форум "Амур", и фестиваль фильмов и фотографий "Грань: путешествия, приключения, экстрим", и фестиваль-конкурс любителей подледного лова "Серебряная корюшка", и фестиваль духовых оркестров "Амурские волны", и международный фестиваль хореографического искусства стран АТР "Ритмы Востока". В августе пройдет фестиваль "Рок над Амуром", а в сентябре - Всероссийский туристический форум "Открой Дальний Восток!".

На Форуме регионов много говорили о сотрудничестве в сфере АПК. Что для нас важнее - ввоз белорусской продукции или импорт агропромышленных технологий республики?

Ирина Зикунова: Большим торговым потоком с Беларусью мы пока похвалиться не можем. Да и транспортный фактор объективно не в пользу внешней торговли. Поэтому представляется, что для Хабаровского края перспективы должны быть связаны с технологическим сотрудничеством, с организацией совместных предприятий, с перекрестным освоением инвестиций.

Если говорить о взаимодействии в агросфере, то нам интересен белорусский опыт племенного животноводства, семеноводства, их агротехнологии в растениеводстве. Я думаю, что по мере изучения возможностей мы будем выходить на конкретные проекты.

А во внешней торговле нужно переходить на новый этап: к обмену не только потребительскими товарами, но и дорогостоящей техникой - тяжелыми машинами "БелАЗ" и "МАЗ", самолетами "Суперджет". При развитии торговли техникой возникнет объективная предпосылка к организации центров сервиса.

Мне понравилась позиция белорусской стороны на Форуме регионов: было сказано о необходимости выработки общей экономической стратегии инновационного развития.

В Гродно подписано соглашение между Законодательной думой Хабаровского края и Могилевским областным советом депутатов. В чем пересекаются интересы законодателей двух братских стран?

Ирина Зикунова: Для эффективного взаимодействия в рамках Союзного государства нужна гармонизированная правовая база. И на форуме широко обсуждалась гармонизация экономической и налоговой политики и законодательства в этой сфере. Для межрегионального сотрудничества важно понимание местной нормативной системы.

Депутаты представляют интересы граждан и организаций. И нам полезно изучать опыт друг друга в продвижении и защите этих интересов.

Еще одно направление - молодежный парламентаризм. В лице юных парламентариев мы должны готовить себе смену, и эта смена должна действовать во имя укрепления нашей государственности, нашей суверенности, нашей широкой интеграции России и Беларуси.