Организаторы решили танцевать от печки, а точнее, от двух изразцовых печей, которые Петр Великий заказал в Китае в 1719 году. Для этого в Поднебесную было отправлено посольство во главе со Львом Измайловым, которое, кстати, проходило и через Казанскую губернию. В 1722 году печи доставили в бочках (контейнеров тогда не было) в Санкт-Петербург, а вот дальнейшая их судьба неизвестна. Как в воду канули.
Эта история послужила поводом для экспозиционного рассказа о том, как царь-реформатор повлиял на развитие русского изразцового искусства. А кроме того, она позволила связать ту эпоху с днем нынешним. В рамках проекта студентам Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова предложили пофантазировать на тему необычного заказа Петра.
При чем же здесь Свияжск? Во-первых, музей-заповедник обладает богатой коллекцией печных изразцов, обнаруженных именно в этих местах. А во-вторых, сам Петр I бывал в Свияжске.
- Петр чрезвычайно любил изразцы, и принято считать, что главным образом западноевропейские, - рассказывает старший научный сотрудник РГГУ, один из ведущих в стране специалистов по этой теме Светлана Баранова. - А вот мы убеждаемся, что он очень интересовался Китаем. Его тянуло туда. И именно в его время торговля с Поднебесной была монополизирована государством. Действовали особые таможенные льготы. Оттуда к нам шли драгоценные ткани, чай и фарфор.
- Изразец - это окошко в мир, - говорит Светлана Баранова. - Ты смотришь и видишь тот или иной период. Огромная разница между изразцом конца XVII века и конца XVIII века.
Можно проследить эти изменения. Вот изразец с изображением двуглавого орла 1699 года из Андреевского монастыря в Москве. В ту пору царь был еще молод.
- Рельеф, пятицветие, никакой росписи и сюжетов, - описывает характерные черты экспоната Светлана. - И вот изразцы, которые сделаны через 20, 30 и 40 лет. Здесь мы видим человека во всех проявлениях. Есть даже изразцы охальные, на некоторых изображен флирт.
Очень органично с изразцами петровской эпохи соседствуют работы молодых художников. Выполненные в традиционной сине-белой цветовой гамме, как правило, с лубочными изображениями, они при этом содержат современные сюжеты. Есть даже целый комикс, где каждая плитка - картинка. Посвящен он как раз-таки заказу печей в Китае. Однако Петр здесь сидит за ноутбуком, пользуется мобильником, да и печи ему доставляет вполне современный курьер.
- Мы решили так интерпретировать эту историю, чтобы молодежи было понятно, - рассказывает один из авторов Елена Игрицкая. - Правда, в конце у нас печи нашлись. Решили сделать хэппи энд.