Корреспондент "РГ" разузнал, в чем прелесть ретромаршрута и почему именно "горбатый" вызывает у людей столько положительных эмоций.
Эта история началась в 2006 году. Тогда Илья Малышев вместе со своим отцом захотел выкупить ЗАЗ-965А. Интересовала их конкретная машина из поселка Свеча, что в Кировской области. Таких машин в селе было две. Одна принадлежала деду Ильи и была настоящей рабочей лошадкой. В 2001 году, когда деда не стало, бабушка продала автомобиль за бесценок.
Вторая сохранилась у местного зубного врача, и тот выезжал на ней исключительно в сухую погоду, да и то недалеко, образно говоря, за хлебом. Так что автомобиль был в отличном состоянии. Однако в 2006 году после смерти врача его жена наотрез отказалась продавать "горбатого". Пришлось ждать десять лет, пока родственники все же согласились продать семейную реликвию.
- По сути, "Запорожец" был первой по-настоящему частной машиной в Советском Союзе, - говорит Илья Малышев. - "Победы" и "Волги" были недосягаемы для массового покупателя, а "горбатый" был первым у граждан в гараже. Я был поражен тем, насколько он грамотно спроектирован и сконструирован. К нему прилагается книжечка по эксплуатации, в которой описано абсолютно все. Имея три ключа и молоток, можно у себя в гараже, без наличия какого-то сервиса, его отремонтировать. С "Жигулями" в этом отношении все гораздо сложнее. "Горбатый" действительно был народным и надежным автомобилем. По сути, с этой машины начался автотуризм в Советском Союзе. У деда в деревне было много различной техники, но в самый лютый мороз заводился только "Запорожец". И поэтому в память о нем захотелось купить именно этот автомобиль.
Если в молодости Илья мечтал сделать крутой современный тюнинг старой машины, то после того, как стал ее обладателем, поменял эстетические представления. Он решил оставить машину в ее первозданном виде, насколько это возможно. Краска, хром, салон с потертостями - все из 1964 года, все родное. Но сохранить это по понятным причинам очень сложно.
Только три года Илья Малышев потратил на то, чтобы полностью перебрать агрегаты. Мотор, подвески, тормоза - все было в изношенном состоянии. Осенью он разбирает машину, зимой ремонтирует, весной собирает и летом катается. Благо по образованию Илья инженер-конструктор самолетостроения. Да и работает по специальности, собирает беспилотники на небольшом предприятии. Так что в техническом отношении подкованный, что называется, с головой и руками.
- Я живу этим "горбатым", для меня возиться с ним настоящий отдых, - говорит молодой человек.
Идея с экскурсиями возникла абсолютно случайно. Сначала у Ильи Малышева была задумка вывозить машину на видные места Казани в качестве фотообъекта, чтобы люди могли сделать фотографии на фоне раритетного авто. Но как-то раз его отец решил отправиться на свой юбилей в ресторанчик на "горбатом" и остался от поездки в полном восторге. Он как будто вернулся в свою юность.
- Вы понимаете, тут даже запах другой, - хвастает Илья Малышев. - Пахнет не Китаем, а как у бабушки дома в деревне. Он какой-то очень приятный, ламповый, если так можно сказать. Машины сейчас так не пахнут. За день салон проветрится, но за ночь запах опять набирает свою силу. Я это связываю с тем, что в салоне до сих пор остались те же самые советские материалы.
И вот однажды, когда Илья вместе с женой Татьяной сидели на кухне, у них родилась идея, как можно использовать раритетный автомобиль. Ребята решили проводить экскурсии, но не по известным казанским достопримечательностям, а по улочкам и уголкам, где погружаешься в эпоху Советского Союза. Благо таких мест еще осталось в городе немало. Данный формат, учитывая эксклюзивность, пришелся по душе и гостям, и горожанам. Основные клиенты - это влюбленные, и неважно, сколько им лет, 25 или 55. Все получают массу эмоций.
Экскурсия предполагает еще и фотосессию, поэтому есть определенный дресс-код. Нужно, чтобы одежда максимально была похожа на ту, что носили в 80-е. Однако без современных технологий не обошлось. В салоне имеется Bluetooth-колонка, из которой звучат советские шлягеры. При всей своей страсти к аутентичности владелец авто просто не смог установить магнитолу той эпохи.
- Чем глубже погружаешься в историю города, тем больше она тебя затягивает, - уверяет Малышев. - К примеру, на экскурсии мы рассказываем, что одна из "ночных ведьм" жила в Казани. И, отталкиваясь от этого, знакомим людей с историей женского авиационного полка, наводившего ужас на немцев во время Великой Отечественной войны. Заодно объясняем, что бомбардировщики, на которых они летали, изготавливались в Казани. Или, проезжая мимо Речного техникума, где стоит на приколе "Метеор", рассказываем как о производстве самого судна в Татарстане, так и о судьбе легендарного летчика Михаила Девятаева. Он после войны работал на одном из таких пассажирских кораблей. И вот так истории наслаиваются друг на друга, и получается отличное путешествие.
Ребята даже отыскали кафе "Время", выдержанное в советской стилистике, куда завозят своих клиентов пообедать. Там стоят на столиках гвоздики, обслуживают посетителей официантки в передничках, а чай подается в стаканах с подстаканниками. Кстати, и в советские времена в этом здании располагалось заведение общепита.
Экскурсии ребята стараются проводить только в хорошую погоду. Все же долго ездить на "Запорожце" не так комфортно, как в современных автомобилях, тем более когда на улице льет дождь.
По словам владельца авто, участники дорожного движения очень уважительно относятся к "горбатому". И чем представительнее машина, тем больше почтения к "дедушке": притормозят, вперед пропустят, посигналят в знак приветствия.
А вот управлять ретроавтомобилем - это особый навык, который приходит с опытом. Каждый маневр нужно планировать заранее, внимание водителя полностью сконцентрировано на дороге, на телефон не отвлечешься. Сложнее и разгоняться, и тормозить. Головой приходится вертеть постоянно, так как на "Запорожцах" боковые зеркала не предусмотрены.
- Экскурсии мы проводим не ради денег. Это больше хобби, - говорит Илья. - Просто нравится этот формат, мы со столькими интересными людьми за это время познакомились! Сейчас еще хотим опробовать вечерний вариант прогулки.
А еще у него есть мечта - купить "Победу" кабриолет. Были и такие в Советском Союзе, но выпускали их ограниченной партией. Однако для ее воплощения потребуется несколько миллионов рублей.
Саму машину можно найти за 50-100 тысяч, но поставить ее на ход будет уже сложнее. Если для "Запорожца" запчасти найти еще можно, то для такой редкой модели почти нереально. Поэтому мотор и тормозную систему придется ставить, скорее всего, современные. Это и безопаснее, и гораздо практичнее по стоимости.
- Я действительно отдыхаю, когда восстанавливаю свой старенький автомобиль, - завершает рассказ Илья Малышев. - Ретромашина - отражение тех людей, которые ее проектировали в середине прошлого века. Это в наше время есть технологии, которые упрощают процесс, а тогда все создавалось путем проб и ошибок. Сейчас и сплавы другие, и краска. Мне интересно во всем этом разбираться.
Справка "РГ"
Народное прозвище "горбатый" ЗАЗ-965А получил из-за того, что двигатель у машины расположен сзади. Образцом для создания авто послужила итальянская модель Fiat 600, ее доработали и видоизменили. Чтобы сделать пассажирскую кабину побольше и уместить в салоне четырех человек, мотор расположили позади пассажирского салона, а багажник вопреки традициям впереди. На кузове образовался небольшой горб.