Чем еще запомнилась выставка этого года, рассказал программный директор "Иннопрома" Антон Атрашкин.
Антон Геннадьевич, в этом году было необычайно много региональных стендов.
Антон Атрашкин: Вы верно подметили - почти вся Россия, причем стенды очень контентные. Не просто "Посетите нашу область!", а выставлена промышленная продукция совершенно нового типа: инновационные материалы, композиты, особые виды промышленных стекол, аддитивные технологии. Для нас это признание, что "Иннопром" не про имидж, а про бизнес. Контактами, которые завязались здесь, можно пользоваться долгие годы.
Страной-партнером в этот раз выступил Казахстан. Для УрФО это ближайший сосед, у нас тесные экономические связи. Казалось бы, чем еще можно удивить друг друга?
Антон Атрашкин: Задача "Иннопрома" не удивлять. Это торгово-промышленная площадка, куда приезжают устанавливать деловые связи и заключать контракты. В разные годы партнерами выставки выступали разные государства, но их объединяет одно - они являются очень важными торгово-экономическими партнерами России, с которыми уже наработаны хорошие связи, а главное - имеется потенциал для наращивания оборотов. Казахстан этим критериям соответствует в полной мере. Особенно важна высокая динамика в сфере промкооперации. Реализовано уже 13 крупных проектов на сумму около 450 миллионов долларов, в работе еще девять стоимостью три миллиарда долларов.
В составе делегации Казахстана на "Иннопром" приехало 700 человек, в том числе представители 400 производственных компаний. Объединенный стенд был самым крупным и очень колоритным. Бизнесмены обычно неохотно рассказывают, с кем и о чем удалось договориться, пока эти договоренности не переходят в формальную плоскость, чтобы не раскрыть козыри конкурентам. Но мы знаем, что у казахской стороны следующий "Иннопром" точно есть в планах - для нас это главный ответ на вопрос об эффективности участия.
Среди новинок выставки 2022 года - форумы производителей компонентов и "диалог с торгпредом". Насколько они получились удачными?
Антон Атрашкин: Огромное число положительных откликов по обоим мероприятиям. У 350 производителей компонентов из числа малого и среднего бизнеса появилась возможность презентовать свою продукцию напрямую директорам по закупкам крупнейших промышленных компаний страны, таких как АвтоВАЗ, Газпромнефть, Россети, Сибур, СТТ, Тяжмаш, Металлоинвест, Северсталь, УЗГА. Встречи продолжались два дня, даже после того как конгресс-центр пустел.
На второй площадке 50 торговых представителей РФ за рубежом в течение трех дней не покладая рук консультировали по особенностям входа на тот или иной рынок. Всего состоялось около тысячи переговоров.
К каким странам сегодня повышенный интерес российского бизнеса?
Антон Атрашкин: Все торгпреды были загружены встречами, но очевидно, что в государствах, которые активно вводят санкции против России, динамика бизнес-процессов сейчас затормозилась. И наоборот. Приведу пример: в состав делегации Турции вошло свыше 40 человек, возглавил ее заместитель министра промышленности и технологий Хасан Бююкдеде. Масса встреч, выступления на сессиях - турки воспользовались ситуацией и смело занимают освобождающиеся ниши.
Еще одно новшество этого года - объединенный стенд экспортеров.
Антон Атрашкин: Долгое время бытовало мнение, что их на внутренних выставках быть не должно - нецелевая аудитория. Но от многих других конгрессно-выставочных проектов в нашей стране "Иннопром" отличает то, что сюда приезжают делегации именно из тех регионов, куда Россия продает свою промышленную продукцию: Северной Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии. За эти годы сформировалось четкое понимание: чтобы представить свой товар иностранному потребителю, необязательно колесить по миру, достаточно в июле приехать в Екатеринбург. На этом стенде все буклеты были на иностранных языках - именно в расчете на потенциального покупателя.
В прошлом году красной нитью проходила тема сокращения углеродного следа, а в этом явно лидировало транспортное машиностроение. Это запрос времени?
Антон Антрашкин: Я бы сказал шире - импортозамещение во всех отраслях. Наши промышленники показывали, как они смогли сделать свою продукцию более устойчивой к внешним воздействиям. Почти на всех стендах рассказывали: продукт локализован на 80 процентов, на 90… Это не только желание отчитаться перед властями, но еще и посыл покупателям: "Мы готовы поставлять и сейчас, и через полгода, потому что делаем сами практически все и имеем надежный пул комплектаторов".
Мы всегда стараемся выбирать для сессий и круглых столов, а их в этом году было около сотни, сугубо прикладные темы. В этот раз говорили о цифровых экосистемах, промышленных IT, кибербезопасности, транспорте и логистике. Также состоялось три крупных форума: "Промышленный диалог Россия-Казахстан", "Бизнес-диалог Россия-Турция", "Россия-Армения-Иран".
Чего ждать от "Иннопрома" в 2023 году?
Антон Атрашкин: Мы увидели, что форум компонентов привлек сотни новых компаний, поэтому точно будем расширять разные b&b-мероприятия, делать их более специализированными, возможно, отраслевыми. Кроме того, я очень надеюсь, что реализуются планы по выездному формату. В апреле мы провели уже вторую успешную выставку "Иннопром. Центральная Азия". Промышленная неделя в Индонезии должна была дебютировать в марте - перенесли пока на конец года, исключительно из-за ковидных ограничений. А в Екатеринбурге следующий "Иннопром" состоится 10-13 июля 2023 года, страну-партнера и тему объявим осенью-зимой.