10 – 13 ИЮЛЯ 2023
10 – 13 ИЮЛЯ 2023
Скрольте вниз

На "Иннопроме" представили уникальный прокатный стан для металлургии

Аэротакси-беспилотник, электробусы, водородомобили, первый полностью отечественный 3D-принтер, дрон-канатоход для мониторинга состояния ЛЭП - глаза гостей Международной промышленной выставки "Иннопром", проходившей на прошлой неделе в Екатеринбурге, нынче просто разбегались от разнообразия экспонатов, напоминающих антураж фантастического фильма, однако вполне реальных.

Сфотографировать такие автомобили и даже посидеть в салоне пока можно только на выставке.
Сфотографировать такие автомобили и даже посидеть в салоне пока можно только на выставке. / Татьяна Андреева/РГ

Такси: полет нормальный

В этом году среди экспонатов было необычайно много высокотехнологичного транспорта. К примеру, опытный образец электробуса, который вмещает до 90 человек и может передвигаться без подзарядки 250 километров. Просторный салон (потолок на восемь сантиметров выше, чем у аналогов) позволяет добавить комфорта пассажирам. Также предусмотрено на 15 процентов больше панорамного остекления, двери открываются не внутрь, а отъезжают в стороны. Машина оборудована системой помощи водителю, контролирующей наличие препятствий на дороге, и 11 камерами, обеспечивающими обзор снаружи и внутри. Планируется получить сертификат на электробус в середине 2023 года, а изготавливать его будут в Челябинске.

Привлекло внимание посетителей и беспилотное воздушное такси. Авторы проекта вдохновились идеей каршеринга и назвали свою разработку идеальным решением для тех, кто живет за городом. Сел в дрон, вбил координаты мест отправки и назначения - и лети, куда нужно. Батареи хватит на 20-30 минут, или 30 километров. Машина поднимает до 200 килограммов, то есть способна перевозить двух человек. По словам экспертов, такие же по размеру аналоги пока не могут подняться в воздух, а этот аппарат впервые взлетел в декабре 2021 года. Кроме личного пользования, ее можно применять для перевозки грузов, в качестве скорой помощи, для тушения пожаров. Пока производство локализовано на 70 процентов, но уже в 2023-м производитель обещает полностью перейти на отечественные комплектующие.

Зарядились водородом

Среди люксовых новинок "Иннопрома" - правительственное авто с водородным топливным элементом. Такая машина имеет комбинированную энергоустановку: способна потреблять и водород, и электричество. Правда, водородная автозаправка в России пока всего одна, и то экспериментальная, но лиха беда начало, уверены авторы проекта.

- Эта машина - первый шаг в безуглеродное будущее, она не производит выбросов СО2. Дальше дело за тем, кто будет развивать водородную инфраструктуру, - считает заведующий отделом разработки Алексей Колбасов.

По его словам, автомобиль уже опробовали при минус 30 и плюс 40 градусах - заводится. Это универсальное решение для поездок по России, запас хода - 600 километров.

Рядом позировал электромотоцикл для сопровождения кортежей. Он довольно мощный, 140 киловатт. Без дозарядки может проехать 200-250 километров, в зависимости от выбранного режима, а подпитаться на любой электрозаправке. По данным Минпромторга РФ, серийное производство таких байков начнется в 2024 году. До 100 километров в час они будут разгоняться всего за 3,7 секунды.

На водороде, к слову, предлагали создавать не только люксовый транспорт, но и "рабочих лошадок", например маршрутку. Водородный топливный элемент, тяговые батареи и электродвигатель позволяют увеличить запас хода микроавтобуса сразу с 200 до 500 километров.

Укатали в миллиметры

Среди проектов, адресованных металлургам, - уникальный промышленно-лабораторный прокатный стан.

- Он позволяет деформировать металлы в валках, причем скорость одного может быть в десять раз больше скорости другого. У ближайшего аналога, в Южной Корее, отношение скоростей валков не выше пятикратного, - рассказал профессор Александр Песин.

Обычно при холодной прокатке пластические свойства металла уменьшаются, и для дальнейшей деформации требуется термообработка. Здесь можно обойтись без нее. Если цикл сокращается с четырех прокаток и отжигов до одной манипуляции, то затраты - почти на 90 процентов.

Продемонстрировали на "Иннопроме" и результаты НИОКР по созданию новых материалов. Например, гексаферрита бария, широко востребованного в электронике. Его можно применять при изготовлении радиопоглощающих покрытий и СВЧ-техники. Другой пример - технология производства монокристаллического кремния с удельным электрическим сопротивлением более 1000 ом-сантиметров. Происходит все в несколько этапов: вначале из порошка металлургического кремния или из диоксида кремния синтезируется моносилан, из него, в свою очередь, получают поликристаллический кремний. На основе этого полуфабриката создается уже монокристаллическое вещество. Благодаря этому можно полностью заместить поставки иностранного сырья, которое использовалось в кремниевых пластинах для транзисторов, термисторов, силовых выпрямителей тока.

Вместо командировок

Ну и куда же без IT: среди интересных экспонатов этого года - "умный шлем", помогающий техническим специалистам удаленно настраивать сложные приборы или устранять неполадки. Такое устройство пригодится в ТЭК, а также в машиностроении.

- Есть оператор, который непосредственно взаимодействует с высокотехнологичным оборудованием. А есть удаленный эксперт, который видит все, что находится перед работником. Специалист может консультировать по аудиосвязи, а также выводить на бинокулярный дисплей чертежи, видеоинструкции, отмечать что-либо стрелочками на снимках с камеры. Это помогает сотруднику завода одновременно видеть и подсказки, и сами установки, - рассказали представители компании-разработчика.

На стендах российских разработчиков мы нашли арочный металлодетектор с потоковым тепловизором, выявляющий на теле человека даже один грамм металла, а также триэдры - высокоточные уголковые отражатели для топографической съемки и стройки.

Настоящей революцией в визуальной коммуникации на улицах городов эксперты назвали светодиодные светофоры. Они не только регулируют движение, но и способны передавать пешеходам и водителям дополнительную информацию. Кроме того, впервые предусмотрены анимационные картинки, помогающие пешеходам сориентироваться: остановиться или продолжить движение. Принципиально новая концепция знакографии - результат сотрудничества промышленников и известной дизайн-студии.

- К тому же дорожный прибор стал более функциональным. Благодаря трем модулям появилась возможность наглядно описать ситуацию на дороге: повороты, разрешенные маневры и другие подробности, - пояснил начальник центра промдизайна предприятия Сергей Шашмурин.