По словам официального представителя МИД России Марии Захаровой, сняв ограничения на перевозку грузов в Калининградскую область железнодорожным транспортом, Брюссель проявил "реализм и здравомыслие". Но вопросы у Москвы все равно остаются. Опубликованные разъяснения уточняют применение действующих санкций ЕС в отношении грузов, перевозимых "между несмежными частями Российской Федерации". Согласно документу, запрет на такой транзит через территорию Евросоюза касается только включенных в санкционные списки товаров, которые перевозятся автомобильным транспортом. Что касается железной дороги, то по ней запрещена перевозка только грузов военного и двойного назначения, в остальном же никакие ограничения не применяются. При этом, правда, страны ЕС, через которые осуществляется транзит, должны тщательно контролировать перевозки и следить за тем, чтобы объем перевозок не превышал средних показателей за последние три года.
Проект этого документа был готов еще в конце июня, но Брюсселю понадобились две недели на то, чтобы убедить Вильнюс одобрить решение. Не далее как в понедельник немецкая Sddeutsche Zeitung сообщала, что очередной раунд переговоров между Еврокомиссией и Литвой закончился безрезультатно. Литовцы отказывались идти на уступки, аргументируя свою позицию тем, что разрешение на транзит санкционных товаров будет воспринято как проявление слабости и может даже привести к политическому кризису в их стране. В итоге, как теперь уже ясно, Вильнюс все же сдался. "Нерационально в наше время распылять внимание и погружаться в дискуссии о том, можно ли перевезти тысячу тонн стали из одной части России в Калининградскую область по железной дороге", - заявила в четверг литовский премьер Ингрида Шимоните, добавив, что для ее страны сейчас лучше вместе с западными партнерами сконцентрироваться на оказании помощи Украине.
Если верить западным СМИ, решающую роль в убеждении Литвы сыграла Германия. По информации журнала Spiegel, Берлин с самого начала активно включился в решение возникшей с калининградским транзитом проблемы, а 30 июня канцлер Олаф Шольц публично призвал все стороны, включая литовскую, к деэскалации. Роль в данном случае сыграл, судя по всему, и тот факт, что в Литве находятся подразделения бундесвера. В Берлине, как и в Брюсселе, понимают, что калининградская тема слишком чувствительна, чтобы устраивать вокруг нее политические игры. Как отмечало Financial Times, в частных разговорах представители руководства ЕС высказывали недовольство действиями Литвы, опасаясь, что они приведут к возникновению опасной геополитической ситуации.