КС РФ: Незаконное помещение в психбольницу должно быть отражено в документации

Конституционный суд РФ обязал законодателя решить проблему с изъятием сведений о гражданах, которым психиатрическая помощь была оказана принудительно и в отсутствие показаний к этому.
iStock

Положения частей 11 и 12 статьи 79 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" признаны противоречащими Конституции, поскольку они не предусматривают необходимых правовых гарантий при ведении, учете и хранении их медицинской документации.

Указанные положения никак не регламентируют ситуацию, в которой оказалась Ирина Иванова (имя изменено). В 2013 году ее принудительно доставили в психиатрическую больницу, но через двое суток выписали.

КС РФ обязал федерального законодателя устранить обнаруженную правовую лакуну

Спустя шесть лет выяснилось, что сведения об Ивановой как о психической больной сохраняются в информационных системах. А в больнице есть медкарта с предполагаемым диагнозом. Суды согласились, что из Единой информационной системы здравоохранения региона сведения в отношении пациентки должны быть удалены. А в уничтожении медкарты отказали. Есть письмо минздрава от 7 декабря 2015 года N 13-2/1538 "О сроках хранения медицинской документации", где предписано не уничтожать их в течение 25 лет.

- Находящиеся в медицинских документах сведения нарушают мои права, поскольку препятствуют осуществлению трудовой деятельности по специальности (преподаватель), а также препятствуют возложению на меня обязанностей опекуна в отношении недееспособного сына, - указала Иванова в жалобе в КС.

Судьи пришли к выводу о недостаточной проработанности оспоренных норм. Их введение в законодательство было направлено на защиту таких конституционно значимых ценностей, как право на жизнь и право на охрану здоровья.

Но информация о психическом здоровье человека имеет "особую деликатность".

Само знание гражданина о том, что такая информация имеется и в любой момент возможно проявление ее негативного эффекта, угнетает его ожиданием негативных последствий, затрагивая его достоинство, указал КС РФ.

Государство обязано пресекать подобные проявления. А сохранение медицинской документации в неизменном виде - без учета факта признания его госпитализации в медорганизацию незаконной - к тому же умаляет значение соответствующего судебного акта и тем самым вступает в противоречие с положениями статьи 46 Конституции РФ: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод".

КС РФ обязал законодателя устранить обнаруженную правовую лакуну. До внесения изменений такая медицинская документация подлежит хранению.

Но в ней должен быть отражен факт признания госпитализации незаконной, и "если медицинская документация сформирована именно в ходе такой госпитализации, соответствующие сведения должны быть отображены так, чтобы медицинская документация имела вид, отличающийся от документации, которую можно использовать в текущей деятельности".

Дело Ирины Ивановой подлежит пересмотру.