Драма, снятая на татарском языке, рассказывает про обычную татарскую семью. Исламовы собираются по праздникам, говорят друг другу хорошие слова - и возвращаются каждый в свою жизнь. Однажды наступает момент, когда родственникам придется доказать, что они - члены одной семьи. Объединит ли их трагедия? Кто нам поможет, если мы не хотим помочь своим самым близким людям?
Ильдар Ягафаров - режиссер первого в новой истории татарского игрового художественного фильма ("Куктау", снят в 2004 году), председатель Союза кинематографистов Татарстана. Мы говорили о татарской культуре, развитии киноиндустрии в республике, проблемах национального кино. Почему в Татарстане нет таких сильных прорывов, как, скажем, у якутов?
Начнем с вашей новой картины - "Живы ли вы?"
Ильдар Ягафаров: Эта картина далась нам нелегко. Мансур Гилязов, мы с ним постоянно вместе работаем, написал сценарий. Искали деньги на производство - процесс это непростой. Нас поддержал президент Рустам Минниханов, Министерство культуры республики, главы районов. Удалось собрать хорошую команду, приехал из Москвы оператор Рафик Галеев. А тут пандемия - пришлось отложить работу. Тоже испытание: есть деньги, а ты не снимаешь.
Какие хорошие у вас в фильме актеры! Чувствуется - народные, заслуженные. Нашли их в театрах Казани?
Ильдар Ягафаров: Почти все театры Татарстана задействованы - дошли до Оренбурга. Мне подумалось, что на этой картине надо отказаться от людей "с улицы". "Народная" фактура мне нравилась, и я порой обжигался на этом: на деле оказывалось, что человек не живой, на экране - камень. Поэтому сделали ставку на профессиональных актеров - искали новые лица, смотрели, кто может сыграть. Главного героя - Тамерлана, врача, которого отправили на пенсию, - сыграл народный артист нашей республики, актер Набережночелнинского драматического театра имени Гилязова Инсаф Фахрутдинов (он окончил в 1970-е Ленинградский театральный институт), его жену - Расима Гайфуллина, она работает в Уфе, в татарском театре "Нур", заслуженная артистка Республики Башкортостан. Зульфия Валеева, одна из ключевых актрис в фильме, тоже народная, актриса театра имени Тинчурина.
В Казани проблема: мы редко снимаем кино, от картины до картины проходят годы, "школа олимпийского резерва", как я называю, не работает, простаивает. А ведь надо постоянно тренироваться, как это делают спортсмены, и снимать, снимать. Ты выпустил фильм, понял, что там сделал не так, нужно заходить в новую историю, учитывая недостатки, а у нас - стоп! Теряешь режиссерскую мускулатуру. Когда набираю артистов, очень переживаю, как бы их не подвести. Нужно в тонусе держать команду, чтобы верили в идею и были единым целым.
Каков бюджет фильма?
Ильдар Ягафаров: Для московских, питерских кинематографистов бюджет 15 миллионов рублей (минус налоги, итого 12) - наверное, небольшой.
Фильм выходил в прокат?
Ильдар Ягафаров: Прокат был в Татарстане и Башкирии. Федеральные кинотеатры нас проигнорировали, не пустили. Но, возможно, после побед на фестивалях постараемся войти в осенний прокат. К сожалению, 30 лет приучали зрителей к американскому кино, игнорируя российские фильмы, не говоря уж о национальных. У нас есть свой зритель, в сложившихся условиях надо пробовать. В Татарстане сохранились муниципальные кинотеатры, их более 30. Кинопроекторы есть и в поселках, люди с большим удовольствием ходят в кино.
Наш фильм получил Приз президента Татарстана "За гуманизм в киноискусстве" на Казанском фестивале мусульманского кино. "Западные ворота" в Пскове нас отметили. Общение с людьми на фестивале, награды - это такое вдохновение! Картина, по-моему, удалась. Нужно искать сюжет для следующей.
Есть идеи, планы?
Ильдар Ягафаров: Идей много, сценарий - самое главное. Крепкого пока нет. Хочется снять хорошую историю с большой любовью к народу, о котором много знаю. Мы живем в таком регионе России, где как в орнаменте ковра, переплетена россыпь национальностей. Марийцы, чуваши, башкиры, удмурты. Вот там поле непаханое. Думаем! Тема должна быть оригинальной. Мы можем вровень с московскими коллегами встать, предложив совершенно другой материал. Сложные философские фильмы - это хорошо, но народ может не понять твои мысли, идеи, эксперименты. Пора полюбить своего зрителя.
Тут есть проблемы. Мы хотим делать картины на татарском, а среда татарская размывается, она есть только в деревне. Хочется снять городскую картину, а она может оказаться неестественной - если городские герои заговорят по-татарски. Такие же проблемы у башкир, чувашей и других народов.
Вы, конечно, знаете про якутское кино? Оно сейчас на подъеме.
Ильдар Ягафаров: Чем мы отличаемся от Якутии? Якуты все-таки молодцы, ценят все свое, родное. Зрители поддерживают якутские фильмы, они пользуются большой популярностью у жителей республики. У нас выходят 2-3 полнометражные картины в год, на этом прокат не построишь, а у них - 12. Много частных кинокомпаний, есть государственная киностудия "Сахафильм". И главное - они отправляли и отправляют ребят учиться в столичные вузы. У них есть подобие фонда, теперь еще и правительство Якутии приняло закон о кино, что легализует всю кинодеятельность в регионе. Нам есть у кого учиться и сделать еще лучше. У нас возможности в Татарстане есть. Нужно только перестать думать, что кино "на коленке" родит шедевр. Просто совсем без денег, на энтузиазме долго не протянешь. Нужна система.
Нам в Татарстане нужен национальный Фонд кино, поддержка главы республики. Сейчас все происходит хаотично: кто смог достучаться до властей, у кого связи есть, кто напористее - тот получил деньги. Но так долго продолжаться не может. Делают симулякры, много говорят о рекламе. А ведь самое главное - фильм, насколько будет совершенен этот ребенок. Порой смотришь кино - а на экране пустота, ничего нет… Еще хуже - заходят без бюджетов в производство. Начинаются конфликты. Иллюзии, что заработают на прокате или кто-то в процессе даст деньги, превращаются в миллионные долги. Вот итог. Я сам был в этой шкуре.
Нужно создать экспертный совет, в который войдут профессионалы. И создать высокочастотную конкуренцию - чтобы выбирать лучшие сценарии и продакшены. Ведь потенциал у нас сильный, народ образованный, интеллигентный. Но как часто бывает: талантливый ребенок - очень скромный, ему надо помочь пробиться. Фонд должен заниматься всем: и обучением студентов, и короткометражным кино, документальным, игровым.
Часто слышишь: "Вы постоянно просите деньги! А разве не можете сначала снять что-то стоящее, показать, а потом говорить про деньги?" Но давайте тогда все будут работать без зарплат, за идею, в надежде на будущее? А мы так живем уже 30 лет, и вы даже представить не можете, как выкручиваемся. Да, мне дали звание - заслуженный деятель искусств Республики Татарстан. Я этим очень горжусь. Но снимать кино в 50 лет на энтузиазме… И таких, как я, по всей стране сотни.
У нас закрыли республиканский комитет кинематографии, потом и отдел управления кинематографии министерства культуры. Сейчас хаос… В республике 17 прекрасных муниципальных театров, они получают господдержку, а где наши киностудии, кто нас финансирует? Пока ничего нет. И при этом ждут картину, которая возьмет Гран-при, скажем, на Каннском фестивале. Почему в футбол, хоккей вкладывают громадные деньги? Пусть и спортсмены сначала поиграют бесплатно, за идею, а когда выиграют чемпионат мира - тогда им дадут деньги.
Думаю, что развитие кино Татарстана, как и Якутии, это фильмы авторские, сделанные сердцем, искренние, о своем народе, своей истории. Это могут быть сказки, комедии, драмы, снятые на своей земле. Нужно дать дорогу молодым, дерзким, талантливым, которые раскачают волну. Сейчас Ильшат Рахимбай выходит с картиной "Микулай", обратите на нее внимание. Она о кряшенах - это те же татары, просто с другим вероисповеданием, крещеные. Я думаю - это наша история, история нашей страны. Тут вот еще какой вопрос. Когда Министерство культуры России расставит наконец приоритеты? Пока я вижу, что вся огромная страна собирается в Москве. Дайте регионам возможность получать финансирование на национальные проекты! Нужно объединять страну любовью и доверием. Жить дома и делать любимое дело. Без оглядки на один город. Страна станет богаче и разнообразнее. И плечом к плечу.
* Премьерный показ фильма "Живы ли вы?" вызвал в Казани огромный зрительский ажиотаж. Люди стояли в проходах, даже министр культуры Татарстана смотрела фильм, сидя на ступеньках в проходе зрительного зала.
* Роль в фильме сыграл глава Союза писателей Татарстана Ркаиль Зайдуллин.
* Режиссер Ильдар Ягафаров - сын Рашита Ягафарова, фольклориста, поэта, одного из лидеров национального движения в 1990-е. Сценарист Мансур Гилязов - сын Аяза Гилязова, классика татарской литературы.
Справка "РГ"
Ильдар Ягафаров окончил ВГИК в 1998 году. Режиссер фильмов "Бехеткей", "Куктау", "Брелок", "Байгал", "Потеря" и других. Живет в Казани.
"Желание снимать кино у меня появилось благодаря режиссеру Булату Мансурову. Он зажег этот огонь в нас, и мы поехали учиться в Ленинград, Москву. Я очень благодарен своим учителям. Первый мой преподаватель в ЛГИТМиКе - Давид Исаакович Карасик (режиссер, один из основателей телевизионного театра на ленинградском телевидении). Я впитал от своих учителей во ВГИКе разную культуру - русскую, украинскую, еврейскую".