Не было, пишу об этом не потому, что сегодня юбилей, спортивной пары более артистичной, чем эта. Их произвольные программы всегда напоминали произведения лучших образцов великого российского балета. Годами они оставались эталоном стиля, воспевающего красоту, точность и элегантность фигурного катания. Такими и вошли в историю. Вряд ли кому-нибудь и когда-нибудь удастся превзойти их в безупречном артистическом совершенстве.
Но шли годы, которые для спортсменов бегут даже быстрее, чем для нас с вами. И третье золото завоевать не удалось. Юная поросль превосходила прежних кумиров в технической сложности, в потрясающей скорости.
Олег Алексеевич и Людмила Евгеньевна нашли достойное место в новом для себя виде искусства. Им еще в 1970 году предлагали на моих глазах перейти в профессиональный американский ледовый балет "Холидей он Айс". Но поучаствовать в чужом празднике не пришлось. Тогда советским спортсменам уезжать для выступлений заграницу не разрешалось. И пара двукратных, не мыслящая жизни без льда, не видевшая себя в роли тренеров, продолжала радовать зрителей, выступая в советском ледовом балете.
Олег Протопопов был человеком не простым, хотя простых людей среди великих чемпионов и людей высокого искусства что-то не встречалось. Был требователен не только к себе и Людмиле, но и ко всем окружающим. Порой ему казалось, что их с Людой ущемляют. Однажды почудилось, будто дома существует против них некий судейский заговор. Очень и очень вряд ли. Любовь к Белоусовой-Протопопову была безгранична. Но гениям, в том числе и гениям льда, всегда хочется большего. Не всегда складывались отношения с окружающим миром, и тогда, и сегодня не всех принимающих с распростертыми. Некоторые люди, видимо, не до конца понимали Олега и Людмилу. А пара всегда без остатка отдавала себя фигурному катанию. Детей не было.
И в 1979 году во время гастролей в проклятой загранице они остались в Швейцарии. Поступок для спортсменов в ту суровую пору невиданный. Видимо, решение пришло не спонтанно. После бегства в квартире супругов не осталось ничего ценного. Последовало лишение гражданства и звания заслуженных мастеров спорта СССР. Они исчезли, растворились в искусственном забвении. Даже в статистических справочниках их не существовало.
Обосновались там, где и попросили политического убежища - в Швейцарии. Долгие годы выступали в иностранных профессиональных шоу на льду. Трудно сказать, все ли сложилось так, как хотелось. Процедура получения швейцарского гражданства заняла немало лет, потребовала терпения. Эпопея завершилась лишь в 1995-м. Поселились в горной деревне Гриндельвальде в Бернских Альпах с населением в 3826 человек. Были ли там комфортабельнее, чем в Москве и Питере? Но был каток, на котором пара тренировалась до самой глубокой старости. Выступали в показательных состязаниях, когда Протопопову было за 80. Зарабатывали на жизнь. Ведь до миллионных сбережений как-то не дошло. Но выходить на лед заставляли не деньги, а фантастическая любовь к своему виду спорта. Олег Алексеевич говорил, что был бы счастлив умереть на льду. А первой ушла в 2017 году Людмила.
В новой России отношение к Протопоповым, как всегда называли пару, изменилось. Их перестали называть невозвращенцами-предателями. Восстанавливались теперь открытые, а не скрываемые изо всех сил, связи с Родиной. Откликнулись на приглашение побывать дома. В 2014 году стали гостями Зимней Олимпиады в Сочи.
Грянул гром в нашем фигурном катании, когда после победных Олимпийских игр в Турине-2006 весь основной состав сборной России ушел из спорта. Пошли разговоры о закате, о полном провале родного фигурного катания. И Олег Алексеевич Протопопов написал вещее письмо руководителям отечественного фигурного катания. Поддерживал, выражал уверенность, что год-два вполне объяснимого отступления ничего не значит и российское фигурное катание с его богатейшими корнями снова станет сильнейшим в мире. Предвидение сбылось. Или точнее, уверенность в отечественной школе, основателями которой были и сами Протопоповы, не подвела.
Одним из первых, кто сегодня поздравил Олега Протопопова с юбилеем, был почетный президент Федерации фигурного катания на коньках Валентин Николаевич Писеев:
- Олег меня сразу узнал. Был тронут. А на мой вопрос "Как здоровье? В порядке?", ответил соответствующе: "Здоровье в порядке. Спасибо зарядке". Действительно Олег Алексеевич старается держать себя в форме.
- А каково все-таки жить одному в доме в таком почтенном возрасте?
- Догадываюсь, возникают какие-то сложности. С Милой они стали мужем и женой в 1957-м. С тех пор всегда и везде были вместе. Олег говорил мне, что хотел бы, чтобы пепел от его праха был погребен в одной урне с женой. Рассказал, что почти каждый день разговаривает с Милой, делится новостями, просит совета. И уверен: она его слышит. А он прислушивается к тому, что говорит жена.
- Это немного странно.
- Понимаете, Олег Алексеевич - человек необычный. И это надо понимать. Признался, что сегодня ранним утром тоже беседовал с женой. Мила его поздравила, они поговорили. И в заключении меня огорошил: Мила передает привет и мне.
- С Олегом Протопоповым общаться непросто. Порой ему приходят в голову необычные мысли, странные догадки.
- Таким он был всегда. И сегодня я сказал ему, что хотя между нами возникало иногда недопонимание, а все равно хорошего в наших отношениях было больше.