В Сети опубликованы первые фотографии, сделанные после прибытия иконы Андрея Рублева "Святая Троица" из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву Лавру. Они появились на странице ВКонтакте депутата Госдумы Сергея Пахомова.
Третьяковская галерея официально об этом ничего не сообщала. Информации об этом на официальном сайте музея нет. Судя по сообщениям на новостном портале Rambler, который ссылается на Telegram-канал "Вперед. Сергиев Посад", икону привезли ночью. "Ее встречали депутат Госдумы Сергей Пахомов, глава округа Михаил Токарев, братия обители. "Троицу" разместили в специальном стеклянном саркофаге справа от входа в алтарь". О том, кто из музейных экспертов сопровождал икону, не сообщается.
Почти шестисотлетняя икона Андрея Рублева "Святая Троица", чья сохранность давно беспокоит ученых, отправилась из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву Лавру на празднования по случаю 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.
Насколько витрина, в которую помещена "Святая Троица", может защитить образ от климатических перепадов и можно ли ее вообще называть "защитной капсулой", неизвестно. По крайней мере, защитную капсулу для картины "Иван Грозный убивает своего сына", которая предполагает антибликовое и антивандальное покрытие, а также сохранение температурного и влажностного режима, заказали задолго до возвращения шедевра Репина в залы музея. Тогда сообщалось, что "сегодня антивандальное, антибликовое и пуленепробиваемое стекло, необходимое для капсулы, делают лишь в Японии и Италии".
Кто производитель капсулы и стекла для транспортировки и показа "Святой Троицы" Андрея Рублева, информации нет.
Издание The Art Newspaper Russia напоминает, что "аналогичная история с выдачей образа разворачивалась в 2008 году. Тогда на волне широкого общественного резонанса и многочисленных публикаций музейщикам удалось отстоять невозможность транспортировки иконы из-за ее хрупкости".
Как писала в своей статье 2013 года искусствовед и сотрудник Третьяковской галереи Наталья Шередега, "общепризнанного ответа на вопрос: "Когда была создана икона Святой Троицы?" - пока нет". "Сторонники ранней датировки считают, что "Троица" создавалась для деревянного Троицкого собора, возведенного в 1411 году, и позже была перенесена в каменный храм. Другая точка зрения заключается в том, что икона была написана одновременно с иконостасом в 1425-1427 годах для нового каменного Троицкого собора, украшенного артелью мастеров во главе с Андреем Рублевым и Даниилом Черным. На сегодняшний день научная оценка проблемы датировки звучит так: "Вопрос... может быть решен только после проведения комплексного исследования всех икон, связываемых с творчеством Андрея Рублева", - писала Наталья Шередега.
Первая копия с рублевской иконы была сделана в XVI веке.
Впервые расчистка иконы от поздних записей была произведена больше века назад. Как указывает Н.Шередега, расчистка была сделана в 1904-1905 годах по инициативе известного художника, коллекционера и попечителя Третьяковской галереи И.С. Остроухова. Тогда "иконописец-реставратор В.П. Гурьянов вместе с В.А. Тюлиным и А.И. Изразцовым расчистил икону от верхних наслоений. Сразу после расчистки сделали фотографический снимок сохранившегося первоначального изображения. В 1918-1919 годах отделением Центральных государственных реставрационных мастерских при Загорском историко-художественном музее (ЦГРМ при ЗИХМ) была произведена окончательная расчистка иконы "Троица". После расчистки признали недопустимым закрывать окладом "единственное, по значению своему, в мире произведение искусства", принадлежащее кисти Андрея Рублева".
В Третьяковскую галерею икона, писанная Андреем Рублевым, была передана в 1929 году из Загорского историко-художественного музея. Она считается самым высоким созданием русской культуры. С тех пор икона находится под постоянным наблюдением хранителей и реставраторов.