19.07.2022 00:19
    Поделиться

    Спецкор "РГ" приняла участие в научной экспедиции в Арктику

    Экспедиция Арктического плавучего университета на судне "Профессор Молчанов", в которой участвовала спецкор "РГ", вернулась в Архангельск. Пятьдесят ученых и студентов со всей страны больше трех недель изучали архипелаг Новая Земля, Баренцево, Белое и Карское моря, остров Вайгач.
    Пятьдесят ученых и студентов со всей страны больше трех недель изучали архипелаг Новая Земля, Баренцево, Белое и Карское моря, остров Вайгач.
    Пятьдесят ученых и студентов со всей страны больше трех недель изучали архипелаг Новая Земля, Баренцево, Белое и Карское моря, остров Вайгач. / Илья Труфанов

    ... Наш капитан периодически гонял студентов, которые рвались на капитанский мостик, - там бинокль и можно было первыми увидеть что-то новое, а может, и открытие сделать. Ребята, как и я, "открывали" собственную Арктику, впервые поднявшись до 77-й широты.

    Хотя этому пути почти тысяча лет: поморы "протоптали" дорогу на Матку (так они называли Новую Землю) и другие дальние земли высоких широт еще в Х - ХII веках. Поэтому мы так старались найти доказательства покорения русскими людьми шапки земли. Одно из них с трудом вместилось на палубу: поморский карбас, найденный на Больших Оранских островах, стал самым древним, обнаруженным в высоких широтах. Более точную дату его постройки еще предстоит установить, но судно явно старше 200 лет.

    - Лодка гулкая, вся выветренная. Видите шпангоуты? Они не очень большие, но массивные, везде видны следы от топора, есть еловые "петельки", - говорит начальник отдела сохранения историко-культурного наследия нацпарка "Русская Арктика" Евгений Ермолов.

    Карбас прошит вицей - это еще одно свидетельство его почтенного возраста. Для того чтобы бережно поднять судно на борт "Молчанова", пришлось даже изготовить специальный силовой каркас. Историки опасались, что за пределами естественного холодильника судно начнет быстро разрушаться. Чтобы предупредить этот процесс, Евгений все время оставался на связи со специалистами из Эрмитажа. После реставрации карбас можно будет увидеть в экспозиции нацпарка "Русская Арктика".

    Это было ожидаемо - следы поморов мы находили на всем пути следования экспедиции. Даже в самых северных и недоступных местах - бухте Мурманца и заливе Иванова, где, по словам начальника экспедиции Александра Сабурова, высадки Плавучего университета прошли впервые. Дома и зимовки промысловиков мы встречали везде, а рядом находили вещи: острогу, сети для ловли белух, лыжи и снегоступы.

    Одной из самых необычных находок стал "тузик": маленький деревянный ялик, который поморы использовали для высадки на берег с больших судов, а также перевозки зверя и рыбы. Раритеты тоже вернулись с нами в Архангельск.

    Тем временем двумя палубами выше карбаса колдовал над чашками Петри доктор наук из Института экспериментальной медицины Санкт-Петербурга Артемий Гончаров. Он искал в Арктике новые лекарства от бактерий. Кричать "Ура, пенициллин XXI века!" пока рано, но в лаборатории на борту "Молчанова" ученый уже обнаружил задержки роста бактерий: они могут быть вызваны микроорганизмами, найденными на севере Новой Земли. Точно удастся выяснить позже, в Петербурге. А вот следы "атлантификации" Арктики (влияния теплых течений Атлантики) ученые экспедиции фиксировали везде. К примеру, на Вайгаче местным жителям все сложнее находить питьевую воду. Дело в том, что озера рядом с поселком Варнек заселяют грызуны, наша экспедиция подтвердила, что пить эту воду нельзя: биологи плавучего университета обнаружили в ней гельминты. Но ледники и снежники, остававшиеся здесь главными источниками воды даже летом, теперь быстро тают.

    А что же с самочувствием самих членов экспедиции? Архангельский кардиолог Леонид Зубов провел исследование и выяснил, что за время похода у большей части участников показатели здоровья... улучшились, причем у некоторых - значительно.

    Несмотря на сильную качку, ветра и вынужденные ледяные "купания", избежать которых было невозможно!

    Поделиться