18.07.2022 18:34
Поделиться

Эксперт Института Ближнего Востока Иван Стародубцев объяснил, что означает для Анкары меморандум с Финляндией и Швецией

- Меморандум, который был подписан в Мадриде между Турцией, Швецией и Финляндией, не предусматривает автоматического обязательства Хельсинки и Стокгольма выдавать всех, кого Анкара обвиняет в терроризме. Было указано, что Швеция и Финляндия будут действовать в рамках национального законодательства и в соответствии с европейскими регулирующими документами в этой области. В меморандуме есть лишь два пункта, где говорится об обещаниях Швеции и Финляндии в отношении террористических организаций. Во-первых, северные страны обязались оперативно рассматривать заявки Анкары на экстрадицию террористов. Во-вторых, Стокгольм и Хельсинки безусловно признали Рабочую партию Курдистана и ее филиалы в качестве террористических организаций. А террористическая организация Фетуллаха Гюлена - была обозначена как угроза турецкой национальной безопасности. Швеция и Финляндия также обещали не поддерживать данную организацию и даже бороться с ней. Каким образом бороться - сказано не было. Таким образом, две страны не сделали ничего, что противоречило бы подписанному в Мадриде документу. Если оставить всю политическую риторику, которая была в Турции по этому поводу, турки не могли не понимать, что они упрутся лбом в национальное законодательство Швеции и Финляндии. В документе записан принципиальный для Турции вопрос - это снятие с нее оружейного эмбарго. Плюс есть некоторые абстрактные обязательства со стороны Финляндии и Швеции бороться с террором и национальными угрозами. В Турции понимали, что предстоит долгий процесс: Анкара будет требовать, Стокгольм и Хельсинки будут решать, что им выполнять, а что - нет.
Алексей Витвицкий/ РИА Новости
Турция уперлась лбом в национальные законодательства Финляндии и Швеции

Может ли Турция резко отреагировать на то, что Швеция и Финляндия выдают существенно меньше террористов, чем она запрашивает? Например, блокировать вступление Швеции и Финляндии в НАТО? Если говорить о резкой вербальной реакции, то, конечно, она будет, но что касается реальных действий, то в ближайшее время серьезных шагов ждать не стоит. В турецком правительстве сидят люди с реалистичными взглядами. Они сразу понимали, что за подписанием меморандума последуют сложные дебаты с Хельсинки и Стокгольмом об экстрадиции террористов. Мадридский меморандум еще только предстоит ратифицировать в турецком парламенте. Но не будем забывать, что там, помимо вопроса об экстрадиции, есть вопрос оружейного эмбарго. Если парламент не откажется ратифицировать меморандум, Турция сама себе создаст проблему с ограничением поставок оружия от Швеции и Финляндии. Анкаре это невыгодно. Кроме того, следующий саммит НАТО, на котором будет решена судьба Швеции и Финляндии, пройдет в следующем году в Литве. Раньше Турция ничего сделать не сможет. Турки дождутся саммита, а там уже будут думать.

На Турцию уже оказывается постоянное давление. Обратите внимание на то, что сейчас происходит. В Мадриде Анкара объявила, что президент США положительно отреагировал на ее заявку о покупке истребителей F-16. Однако сейчас американская палата представителей приняла поправку к закону о бюджете на следующий год. Согласно этой поправке, администрация должна четко объяснить, не угрожает ли продажа Турции 40 истребителей F-16 национальной безопасности США. Она также должна составить перечень шагов, как не допустить использование турками истребителей для "несанкционированных полетов над Грецией". Очевидно, что сделка по F-16 опять оказывается под большим вопросом. Евросоюз контролирует Турцию из-за территориальных споров между ней и Грецией. Еврокомиссия приняла решение наложить на страну экономические санкции в случае, если турки продолжат настаивать на введении исключительной экономической зоны у своих границ. Из этого всего следует, что у ЕС и США уже есть множество политических и экономических рычагов давления на Анкару. Турецкое руководство это понимает и не решается идти на открытую конфронтацию с Западом. Поэтому Финляндия и Швеция точно вступят в НАТО. Вопрос лишь в том, насколько быстро.

Подготовила Полина Ардашова