Эксперты: Для акватории Севморпути необходимо минимум 13 ледоколов

Чтобы обеспечить круглогодичную навигацию на Северном морском пути (СМП), нужно как минимум 13 ледоколов. Об этом заявил исполняющий обязанности генерального директора "Атомфлота" Леонид Ирлица. По его словам, новые суда нужны для обеспечения навигации как на Западе, так и на Востоке Севморпути.

"Ледокольные силы сейчас, по нашим расстановкам, минимум 13 штук, чтобы обеспечить все процессы в акватории Севморпути с круглогодичной навигацией на Дальнем Востоке", - сказал он (цитата по ТАСС).

По словам Ирлицы, необходимо обеспечить судами районы, где традиционно складывается тяжелая ледовая обстановка. "Перспектива развития на Восток, а на Западе кто будет работать? Ледоколы туда нужно поставить минимум шесть штук, чтобы хотя бы перекрыть те участки движения, которые по морям поставить, хотя бы, чтобы один ледокол в район 500 миль обеспечивал район своей деятельностью, это мы не говорим про индивидуальную проводку", - сказал Ирлица.

Сейчас на СМП действует восемь ледоколов, планируется заказать еще шесть. То есть с учетом резервов на плановые технические работы, планируется в два раза расширить пропускную способность Севморпути, рассказывает Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "ИВА Партнерс".

Атомные ледоколы имеют срок службы, поясняет он. Например, с 2022 по 2026 год три атомных ледокола могут закончить работу. Поэтому только для планового замещения выбывающих ледоколов еще в 2018 году планировалось построить двенадцать ледоколов. И это бы практически не увеличило пропускной способности СМП, а просто замещало выбывающий флот.

"Строительство судов - процесс сложный и долгий, и ледоколы не являются исключением: пять ледоколов в этом году построить не удастся. Ранее Минпромторг РФ заявлял, что три ледокола должны быть построены до конца 2026 года", - говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент". По его словам, трудностей с проводкой судов по Севморпути не возникнет, ее будут осуществлять имеющиеся ледоколы. Возможно, на них немного возрастет нагрузка, но они справятся, считает эксперт.

Артем Тузов также соглашается с тем, что проблем с навигацией не возникнет. Технологии строительства ледоколов - это та сфера, где Россия имеет все необходимые компетенции и технологии. Вопрос только в качестве и цене этих технологий. Не стоит думать, что ледоколы будут оснащены по последнему слову техники. Но, чтобы успешно осуществлять навигацию по СМП - это и не требуется, считает эксперт.

Согласно данным ФГБУ "Администрация Северного морского пути", ледовую проводку в акватории Северного морского пути оказывают восемь ледоколов: атомные ледоколы "Вайгач", "Таймыр", "50 лет Победы", "Ямал", головной универсальный атомный ледокол "Арктика", дизельный ледокол "Адмирал Макаров", ледокол "Красин", ледокол "Капитан Драницын". Правительство, как ожидается, до 1 августа 2022 года утвердит план развития Северного морского пути на период до 2035 года.