Что касается инвестиций, то уже осенью на СПБ Бирже в Санкт-Петербурге начнутся первые размещения ценных бумаг юниорных геологоразведочных компаний, занимающихся поиском новых перспективных участков недр, сообщил глава "Росгеологии" Сергей Горьков на встрече с журналистами.
Размещение произойдет в отдельной секции "СПБ Юниоры". По словам Горькова, сейчас рынки очень нестабильные, а для юниорных компаний, которые работают на будущее, очень важна хотя бы относительная предсказуемость конъюнктуры. Возможно, в нем смогут принять участие три-четыре компании, и это может стать отправной точкой для развития юниорного движения в России, считает он.
Юниорные компании - это, как правило, небольшие частные предприятия, занимающиеся геологоразведкой, чаще всего поиском твердых полезных ископаемых. За границей юниорное движение очень развито, как и механизм привлечения средств такими компаниями через биржу. С 2016 по 2021 год в них было вложено более 68 млрд долларов, а общая капитализация рынка юниоров достигла 70 млрд долларов. В Канаде доля месторождений, открытых юниорами, составляет 75%, в Австралии - около 70%.
В России этот рынок пока развит плохо. Работа юниорных компаний связана с большими финансовыми рисками и долгой окупаемостью проектов. Сейчас все 100% рисков юниорные компании берут на себя, а свободных средств на новые проекты подчас не хватает. После выхода на биржу компании смогут разделить эти риски с инвесторами, а их расходы в финансировании проектов может сократиться в 3-4 раза.
Ранее генеральный директор СПБ Биржи Роман Горюнов сообщал, что потенциальным размещением акций в сегменте "СПБ Юниоры" заинтересовалось более 30 юниорных компаний, большинство из которых занимаются разведкой россыпных месторождений золота.
В отношении импортозамещения ПО, по словам Горькова, в России уже есть свои собственные решения для геологоразведки, но их необходимо доработать. Они достаточно зрелые и подчас более интересные, чем импортные, то есть лучше подходят для задач геологоразведки в нашей стране. Их внедрение позволит удовлетворить потребности в геологическом ПО в России на 80-90%.
Эти продукты не нужно создавать с нуля, они уже готовы на 50-70%. Благодаря такой высокой степени готовности, соответственно, сокращаются сроки импортозамещения. "Если раньше мы говорили о пяти годах, то теперь речь идет о периоде от одного до трех лет. Да, после этого их нужно будет еще внедрить в отрасль, протестировать и возможно обновить, но с нуля создавать ничего не придется", - подчеркнул глава "Росгеологии". Задача стоит не скопировать иностранный продукт, а сделать что-то свое, современнее и лучше, чем за границей, нужно работать на опережение, считает Горьков.