19.07.2022 18:43
    Поделиться

    Лига безопасного интернета и СПЧ изучат воздействие зарубежных соцсетей на детей

    Если взрослые в среднем по 6-8 часов в день, по данным Лиги безопасного интернета, проводят в Сети, то дети проверяют гаджеты каждые 15-16 минут, а "зависают" в них по 9-10 часов в день. Вовлечение несовершеннолетних в цифровую среду аукается не только ростом разного рода зависимостей, но главное - грозит детской безопасности. Из 16,6 миллиона фейков и шок-контента, распространяемых сетями, 14,5% приходится на YouTube, около 9% - на TikTok, обожаемых детьми ради мультфильмов и игр. При этом роль интернета и гаджетов в жизни детей растет, а видеохостинги, в том числе YouTube, становятся неотъемлемой частью образовательного пространства.

    - К рекомендательным алгоритмам и правилам модерации контента на YouTube и TikTok не просто много вопросов, - говорит директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина. - Эти видеохостинги получают извещения о штрафах от Роспотребнадзора, но не только их не оплачивают, но и не удаляют информационную грязь. При этом цензура в отношении России, например, по патриотической тематике или информации об СВО на Украине, налажена жестко: ее немедленно удаляют.

    Привычка "залипать" в сетях у детей, как правило, от родителей, которые так "выкраивают время для себя"

    В этих условиях минобрнауки и СПЧ приняли решение о запуске первого в стране комплексного исследования о влиянии соцсетей и интернета на детское здоровье. В нем принимают участие психологи, педагоги, криминологи, психиатры, социологи, юристы. Его цель: понять, как защитить детей, а главное - разработать не только правила цифровой гигиены, но и поэтапную программу роста цифровой грамотности детей и их родителей.

    - Мы понимаем, что нет волшебной "серебряной пули", которая снесет голову гидре, - говорит директор РОЦИТ Рустам Сагдатулин, - отрубим одну, вырастет другая. Поэтому задача исследования - научить маленьких и больших пользователей правилам безопасности в виртуальном пространстве.

    Те курсы, что уже начались, обозначили четыре ключевые проблемы. Дурная привычка "залипать" в сетях у детей, как правило, от родителей, которые признаются, что так "выкраивают время для себя". В ловушку когнитивного искажения, когда сети изображают "успешность" и ее "вирусят", почти одинаково попадают и дети, и родители, что требует роста уровня общей культуры за счет чтения. По мере взросления подростков надо вводить ограничения их пребывания в сетях. И четвертая проблема - на чужих носителях формировать позитивный контент в интернете трудно.

    - Эти проблемы показывают, что "воронка вовлечения" через сеть в запрещенный контент сложилась, - считает член СПЧ Игорь Ашманов. - Так работают правила информационной войны. Поскольку это стратегическое оружие, выход, думаю, в блокировке иностранных видеохостингов, что, с моей точки зрения, неизбежно, и ожидается осенью, когда четче заработают отечественные платформы. Дальше - выстраивание системы своих сервисов, но без иллюзий. В наших соцсетях тоже хватает вирусов. Еще надо помнить, что ВОЗ признала игровую и цифровую зависимости опасными для здоровья.

    В силу этих причин авторы комплексного исследования наряду с введением цифрового образования в школах и среди взрослых (за плату) рекомендуют запрещать смартфоны в школах и вузах, снабжать гаджеты предустановкой или ограничителями на игры. Окончательные выводы исследования будут готовы к 1 сентября.

    Поделиться