19.07.2022 09:32
    Поделиться

    Почему кикшеринг в Ярославле не поддается регулированию

    Ярославский региональный исполком ОНФ после многочисленных жалоб населения на повсюду расставленные, а нередко и беспорядочно разбросанные на улицах электросамокаты в июне призвал городские власти навести порядок в этой сфере бизнеса, поскольку в городе до сих пор нет ни одной официальной самокатной парковки. В результате мэрия начала собирать с улиц незаконно размещенные "средства индивидуальной мобильности" и отвозить для хранения на специально отведенную площадку. Правда, без особого успеха: на месте увезенных самокатов через пару дней появляются новые. Почему кикшеринг (система краткосрочной аренды самокатов) в Ярославле пока не поддается регулированию, выясняла корреспондент "РГ".
    За одну неделю с улиц Ярославля удалось убрать менее 30 электросаокатов, а в городе ориентировочно их полторы тысячи.
    За одну неделю с улиц Ярославля удалось убрать менее 30 электросаокатов, а в городе ориентировочно их полторы тысячи. / Ярославское отделение ОНФ

    На самокате мимо пробок

    На электросамокаты в городе наткнуться можно действительно везде. Эти устройства стоят, а часто просто валяются даже там, где пешеходный трафик совсем не велик. Но массово они дожидаются клиентов, конечно, в центре, подчас мешая не только горожанам, но и туристам, как, например, было на верхнем ярусе Стрелки, где из-за выставленной батареи этих двухколесных аппаратов гости не могли подойти к местам наилучшего обзора достопримечательностей.

    Между тем если пешеходы жалуются, то пользователи услуг кикшеринга обилием такой техники на улицах чрезвычайно довольны: арендовал аппарат через мобильное приложение, встал на подножку, доехал до нужной точки, оставил там устройство и пошел по своим делам. В городах, где есть проблемы с общественным транспортом (а Ярославль из таких), это востребованное альтернативное средство передвижения.

    - Люди по-разному относятся к самокатам. Да, существует много минусов: нет инфраструктуры, отсутствует культура пользования, но в то же время самокаты все чаще используются не для развлечения, а в качестве удобного, экологически безопасного средства преодоления пространства, особенно небольших расстояний, - признает руководитель регионального исполкома ОНФ в Ярославской области Оксана Каменецкая. - Когда в первых числах июля начался ремонт Октябрьского моста и образовались пробки, мы во время рейда видели там поток электросамокатов, оказавшихся очень эффективными в этой ситуации. То есть у людей была альтернатива для преодоления расстояния. Задача состоит в том, чтобы сделать этот сервис комфортным для всех: и для пользователей, и для пешеходов, и для автомобилистов.

    По информации мэрии Ярославля, аукцион на право размещения объектов сферы услуг в области досуга (всего предлагается 57 точек для базирования самокатов) был назначен на 10 июня, однако один из операторов кикшеринга обратился в Федеральную антимонопольную службу, и аукцион был отменен. Со слов представителя этой компании, жалоба касалась последних изменений в правила благоустройства территории Ярославля, которые рассматривают сервисы по краткосрочной аренде самокатов как объекты досуга. Бизнес же предпочитает работу "по транспортному сценарию". И в этом, как выяснилось, главная загвоздка, проблема и камень преткновения.

    Досуг или транспорт?

    - Схема размещения электросамокатов, состоящая из 57 точек, - это та позиция, с которой операторы категорически не согласны, потому что мы работаем по транспортной модели, - объясняет директор по взаимодействию с органами власти компании "Вуш" Сергей Карлов. - А чтобы эта модель функционировала, в Ярославле должно быть 500-700 точек размещения самокатов. Только тогда может быть реализован принцип первой и последней мили. 57 парковок, поделенных между несколькими операторами, - это не транспортная модель, а прокат. То есть пользователь должен будет возвращать самокат на то место, где его взял. Кикшеринга тогда не будет.

    Со слов представителя бизнеса, достойный распространения опыт работы с кикшеринговыми компаниями имеют Москва и Тюмень. К примеру, в столице за бюджетный счет установлены парковочные конструкции, к которым крепятся самокаты, и операторы пользуются этой инфраструктурой бесплатно. А в Тюмени получение разрешений на места размещения самокатов происходит "по списочному заявлению со стороны операторов".

    - То есть администрация города не ограничивает количество мест, устанавливая лишь определенные рамочные требования: не ставить на газонах, узких тротуарах и так далее. В начале этого года мы, например, подали заявление на 1150 парковок и именно столько их получили - в виде конкретных координат точек, где находятся эти площадки. Так же сделали другие операторы, располагаясь рядом с нами. Это нормальный, взвешенный путь, когда кикшеринг оценивается как транспорт, - говорит Сергей Карлов.

    Но в Ярославле самокаты находятся в ведении управления потребительского рынка, предпринимательства и туризма мэрии, поэтому транспортную модель в кикшеринге там в упор не видят. Несмотря на то что аппарат регионального бизнес-омбудсмена, куда направлялся проект поправок в правила благоустройства для оценки регулирующего воздействия, осенью 2021 года указал, ссылаясь на федеральное законодательство, что самокат - это транспортное средство, а не элемент благоустройства. То есть орган местного самоуправления может устанавливать требования только к местам размещения самокатов, а не к их движению, в частности, скорости (сейчас, по словам операторов, кикшеринг придерживается ограничения в 25 километров в час).

    Если пользователь должен будет возвращать самокат на то место, где его взял, тогда кикшеринга не будет

    - Мы позиционируем эту историю исключительно как прокатную. На наш взгляд, это только досуг и прокат. Если смотреть на средства индивидуальной мобильности как на транспорт, вероятно, надо решать вопрос через департамент транспорта, - заявил начальник городского управления потребрынка Дмитрий Веселов.

    Пора договариваться

    Сегодня все операторы кикшеринга работают в Ярославле вне правового поля, и в бюджет города от их деятельности не поступает ни копейки. С начала июля специалисты территориальной администрации центральных городских районов - Кировского и Ленинского - периодически выходят к местам размещения самокатов, описывают каждое устройство: номер, цвет, компанию-производителя, компанию-владельца, наличие повреждений и прочее, после чего их отправляют на хранение в муниципальное бюджетное учреждение "Горзеленхозстрой". Вызволить аппараты оттуда можно, заплатив 1311,11 рубля за один эвакуированный самокат плюс 11,89 рубля за каждый час его хранения.

    - Мы убираем, а они снова появляются, - посетовала начальник юридического отдела терадминистрации Ирина Зайцева, участвовавшая в описи самокатов на нижнем ярусе Стрелки. - В среду убрали - а в пятницу они опять тут.

    На встрече операторов кикшеринга с представителями мэрии на площадке ОНФ первые попросили вторых зафиксировать пока "какой-то статус-кво, приостановить изъятие и выстроить работу". Региональное управление ФАС признало их ранее поданную жалобу необоснованной - на том основании, что первопричина возникших проблем не в аукционной документации или нарушении правил проведения аукциона, а в нормативно-правовой базе, на основании которой аукцион был объявлен. Поэтому теперь бизнесмены обратились в суд с иском об обжаловании этой нормативки (правил благоустройства), и, пока судебного решения нет, требуется некая пауза.

    Если суд примет обеспечительные меры, такая пауза будет, пояснили в мэрии. Кроме того, по словам Дмитрия Веселова, горадминистрация не против в будущем увеличить количество парковок, а также сроки их аренды - эти вопросы сейчас обсуждаются. А вот изменить нормативную базу в этом сезоне уже не получится: седьмой созыв Ярославского муниципалитета только что закончил свою работу, а новые депутаты будут избраны лишь в сентябре.

    Между тем отмененный ранее аукцион на право аренды 57 самокатных парковок состоится 28 июля, и ярославский бизнес-омбудсмен Альфир Бакиров настоятельно советовал предпринимателям в нем участвовать, "чтобы начать договариваться".

    Компетентно

    Альфир Бакиров, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ярославской области:

    - Пока кикшеринговым компаниям предложено принять участие в конкурсе, на законных основаниях заключить договоры и доработать сезон. Далее мы ждем выхода федерального закона, регулирующего правила пользования электросамокатами, и вносим соответствующие изменения в местные нормативные акты. Параллельно рассматриваем возможность поэтапного увеличения числа точек проката. Порадовало, что бизнес готов обсуждать вопрос оборудования площадок с парковочными конструкциями за свой счет, чтобы самокаты не лежали на улицах Ярославля вповалку, как сейчас. Но здесь нужно будет решать вопрос со сроком действия договоров аренды на точки проката: сейчас он составляет шесть месяцев, и при таком маленьком сроке предпринимателям невыгодно тратиться на установку конструкций.

    А как у соседей?

    В Воронеже ограничат скорость электросамокатов: на отдельных улицах можно будет разгоняться максимум до 10 километров в час. Мэрия договорилась об этом с представителями кикшеринговых компаний. В программное обеспечение также внесут условие, что самокаты можно оставить только на базовой станции. Для начала новые правила будут актуальны для Ленинского и Центрального районов. Как сообщил первый заместитель главы Воронежа по городскому хозяйству Сергей Петрин, места стоянок для самокатов приведут в соответствие правовым нормам. Сейчас готовится соглашение с предпринимателями, которые предоставляют технику в аренду, о пользовании участками для базовых станций. "Всего таких парковок по городу насчитывается около тысячи. Предстоит большая работа по оформлению документов на право использования земельных участков", - добавил Петрин.

    Поделиться