Весной аналитики агентства Smart Ranking обнародовали данные о совокупной выручке 100 российских компаний в сфере онлайн-образования. В 2021 году она достигла 73 миллиардов рублей. Сейчас эксперты говорят о том, что по итогам 2022-го произойдет падение на 35-40 процентов.
Пострадали основные каналы продаж отечественных образовательных платформ. Реклама в привычных для целевой аудитории источниках, таких как запрещенные в нашей стране соцсети или YouTube, более недоступна. Это вылилось в снижение количества новых заявок на обучающие курсы даже в самом быстрорастущем сегменте - в обучении IT-профессиям. Переориентирование на VK, конечно, идет, но не так динамично, как хотелось бы. Кроме того, субъекты российского онлайн-образования, например вузовского, до сих пор не имеют под ногами твердой почвы в виде платформы, которая могла бы заменить ушедшие Coursera и edX. У этих игроков была настроена удобная монетизация. В апреле 2022 года было заявлено о создании российской платформы АНО "Университет 2035". Но пока запуска не произошло, и вузы ищут другие способы монетизации своих курсов через коммерческие ресурсы.
Изменения происходят и в направлениях онлайн-обучения. По данным независимого агентства O+K Research, летом 2021 года в числе самых востребованных были иностранные языки, маркетинг, бизнес, менеджмент, графический дизайн и программирование. А среди ключевых мотивов приобретения онлайн-курсов фигурировали общее развитие и самосовершенствование. Сегодня на первый план выходит скорее оперативное приобретение конкретных навыков и компетенций, получение новых профессий. И это острый вопрос.
В 2022 году, можно сказать, соединились две группы факторов риска: последствия пандемии и санкционный кризис. Так, в течение двух предыдущих лет в стране происходили сокращения персонала из-за трансформации бизнеса (например, перехода от традиционной торговли к e-commerce), и еще не все уволенные успели приобрести новую профессию и работу. А сейчас некоторые компании попросту закрываются. Уходят иностранные инвесторы, частично или полностью останавливают деятельность российские предприятия, критически зависящие от западных поставок.
Для сферы EdTech это означает, что безработные или люди, находящиеся под угрозой увольнения, больше ориентируются на программы, дающие быстрый прикладной результат. Причем в условиях ограниченных финансовых возможностей - на фоне снижения доходов граждан - внимание к профессиональному онлайн-образованию концентрируется в сегменте кратких и недорогих программ или программ с государственной поддержкой. Вероятно, здесь и расположится точка роста для технологичных компаний, которые продолжают работать в России.
В сфере онлайн-образования изменилась и сама атмосфера, что тоже напрямую влияет на бизнес. Основное напряжение вызывает геополитика. Кто-то, как Coursera, выбирает путь полного отречения от присутствия на российском рынке или упоминания о любой причастности к нашей стране. Но есть компании, которые идут другим путем. Например, международная платформа с российскими корнями Lectera, наоборот, открыла в РФ бесплатный доступ ко всем своим образовательным программам. Такие ходы можно расценивать как часть маркетинговой стратегии, но в ситуации турбулентности рынка и чисто по-человечески они выглядят, конечно, выигрышно.
Часть зарубежных компаний ограничила доступ к своим программным решениям. Замена их на отечественные продукты происходит, но последние не всегда отвечают требованиям бизнеса к функционалу и уровню. Поэтому в более выгодной ситуации находятся те технологичные компании, у которых сильна собственная экспертиза в IT: они могут подобрать и адаптировать или разработать необходимое ПО.
Другая часть зарубежных субподрядчиков и индивидуальных разработчиков контента отказалась от работы с российскими компаниями. Есть сложности с оплатой работы проживающих вне РФ сотрудников из-за отключения международных платежных систем. Все перечисленные проблемы решить можно. И основное решение - работа с персоналом и создание коллабораций. Тот, кто сможет заключить новые союзы, решит вопросы замещения и специалистов, и программного обеспечения, и обучающих платформ. Можно сказать, что основным трендом в работе с персоналом в EdTech стала пересборка команд для максимальной эффективности.
Для какого заказчика будут работать эти команды? С уверенностью можно сказать, что основные финансовые потоки будут концентрироваться в b2g-направлении. У государства есть необходимость обучать и трудоустраивать освободившиеся кадры, есть серьезная потребность в людях конкретных профессий, в частности цифровых. В2b-cектор если не отменил, то приостановил вливания в онлайн-обучение - по принципу "не до жиру, быть бы живу". А вот в госсекторе появились новые задачи, и решать их можно как раз с помощью EdTech-команд. Заняв нишу ключевого заказчика, государство теперь определяет приоритеты и векторы развития образовательных программ, задает стандарты качества и дорабатывает институциональную основу онлайн-образования.