- Я не космический спутник, я просто по дорогам езжу, - заявил назначенный в мае врио главы Кировской области Александр Соколов в ответ на попытки представителей региональных министерств переложить с себя ответственность за проблему распространения борщевика Сосновского.
Во время поездки в Слободской район Александр Соколов поставил вопрос об отставке главы одного из сельских поселений, который не слушал жалобы жителей на распространение борщевика и в целом не спешил решать эту проблему. Депутаты регионального парламента считают, что показательная борьба с распространением сорного растения вовсе не попытка заработать очки. Заросли борщевика - реальная проблема региона.
- Люди даже в лес не могут зайти. В районах он детям в школу ходить мешает, - констатирует депутат вятского парламента Альберт Бикалюк. - В прошлом году я столкнулся с абсолютным безразличием как местных чиновников, так и части местных жителей, которые ждут решения проблемы от кого-то со стороны.
Вопрос действительно не решается очень долго. За последние пару лет чиновники ограничились лишь изучением космических снимков, и то в пределах областного центра и одного прилегающего к Кирову района. В 2021 и 2022 годах в области не выделялись целевые средства борьбу с борщевиком в полосе отвода областных дорог. Ведомства и структуры местной власти всеми силами пытались переложить вопрос на "соседа" или ограничиться выписыванием штрафа.
Первый успех: региональный минсельхоз, которому поручили координировать процесс решения проблемы, собирается просубсидировать борьбу с борщевиком на площади 3000 га. Это примерно на треть больше, чем было в течение последних нескольких лет. Новая программа предполагает, что обработка каждого гектара обойдется в 32 тыс. рублей. Однако назывались суммы и вдвое больше.
Искоренение сорняка осложняет то, что в условиях Кировской области у него фактически нет естественных врагов.
- С борщевиком можно бороться только систематически. Необходимо истощать его корневую систему и не допускать цветения. Больше его ничем не возьмешь. За сезон это минимум три-четыре обработки, и так в течение ряда лет. Его нужно убирать, убирать, убирать! - считает академик РАН, заместитель руководителя федерального аграрного научного центра Северо-Востока Галина Баталова.
Она уточняет, что борщевик Сосновского происходит с Кавказа, где растение имеет естественных антагонистов. Несколько десятков лет назад его завезли в северные широты, чтобы использовать в качестве кормовой культуры для скота. При точном соблюдении технологий агрономы могли его контролировать, но это получалось далеко не всегда. А в 90-е годы изначально полезная культура начала массово распространяться на бесхозных землях, превратившись в настоящую угрозу.
Термин "истощение" по отношению к борщевику использует и представитель компании - производителя гербицидов из Кирово-Чепецка Дмитрий Рудяк.
- Любой тотальный гербицид работает по зеленой массе и через нее проникает в корень, постепенно выжигая его. Стебель борщевика достигает двух метров, значит корень может быть больше примерно в три раза. Справиться с ним за один раз не смогут никакие пестициды. Требуется комплекс работ. Часто после первичной химической обработки корень нужно "поднять наверх" и повторно использовать гербициды, - отмечает эксперт.
Ученые обращают внимание, что эффективные технологии химического подавления сорняка применимы не везде, ведь существующие сейчас гербициды подавляют не только борщевик Сосновского, но и другие растения. Это дает сорняку солидную фору.
"Борщевик пережил уже несколько кировских губернаторов, переживет и этого", - такие фразы, можно слышать иногда даже в региональном правительстве за спиной временно исполняющего обязанности главы региона.
Возможно, они не лишены основания, ведь сейчас земли, покрытые зарослями борщевика в Кировской области, оценивают в 218 тыс. га (около двух процентов территории региона). А та дополнительная тысяча гектаров, на которых со следующего года минсельхоз планирует объявить войну сорняку, - это менее половины процента от общей площади его произрастания.