Поделиться

    Развитие рынка NFT тормозит нехватка нормативной базы и знаний

    По данным ВЦИОМ, 90 процентов россиян не знают, что такое метавселенная, криптовалюта и тем более NFT? Загадочную аббревиатуру, которая все чаще встречается в новостной повестке, в лучшем случае связывают с цифровизацией шедевров живописи. На самом деле эта технология в ближайшем будущем охватит все сферы нашей жизни, вплоть до паспортов, утверждают эксперты. А рынок NFT уже стал реальностью, на нем можно хорошо заработать, причем даже в рублях. Но для того чтобы по-настоящему развернуться, ему не хватает правового регулирования, а также популяризации знаний о цифровой новинке.
    Многие музеи мира уже выпустили свои серии NFT, предоставив коллекционерам право владения шедеврами.
    Многие музеи мира уже выпустили свои серии NFT, предоставив коллекционерам право владения шедеврами. / Святослав Акимов/РГ

    - NFT расшифровывается как "невзаимозаняемый токен" (non-fungible token). Попросту говоря, это цифровой сертификат, позволяющий идентифицировать любой объект как уникальный, - пояснил президент Ассоциации анимационного кино Илья Попов на тематической сессии в рамках ПМЭФ. - После любой транзакции информация о нем перепрописывается на блокчейне. Причем это не просто запись о переходе прав собственности от одного владельца к другому. Она может содержать в себе условия так называемого смарт-контракта: каким образом владелец может использовать этот NFT, сколько его копий существует - одна или сто.

    Теоретически цифровой сертификат можно оформить на все что угодно - от права на объект недвижимости до звучания собственного голоса. Но пока ажиотаж вокруг NFT связан в основном со сферой искусства, а именно - с коллекционированием произведений. Эту технологию уже взяли на вооружение ведущие мировые музеи. Так, осенью 2021 года Государственный Эрмитаж впервые продал на NFT-аукционе цифровые аналоги шедевров из своего собрания на сумму более 444 тысяч долларов. Покупатели получили право разместить в своих метавселенных (виртуальных пространствах, где люди действуют через аватары) "Мадонну Литта" Леонардо да Винчи, "Куст сирени" Винсента Ван Гога и другие картины.

    Однако это вовсе не означает, что музеи распродают народное достояние, как думают некоторые критики цифровых аукционов. Ведь сами физические оригиналы из Эрмитажа никуда не делись, а продажа NFT только привлекает к ним дополнительное внимание.

    - Сферы применения этой технологии в принципе не ограничены ничем. Когда у меня спрашивают, верю ли я в NFT, отвечаю: а вы верите в Wi-Fi? Это данность, которая уже меняет многое в нашем мире. Но сейчас она еще находится на ранней стадии своего развития. Первая волна, когда игроки создавали хайп за счет крупных сделок, завершилась. Теперь все больше компаний применяют эту технологию для решения задач, ориентированных на массовую аудиторию. Можно сказать, что наступил этап адаптации NFT для массмаркета, - считает Илья Попов.

    Хотя на рынке цифровых сертификатов вовсю заключаются реальные сделки, пока он еще остается маргинальным и узко сегментированным, полагает руководитель NFT-маркетплейса Joy Space Руслан Мусин. Но приход на этот рынок рубля может многое изменить.

    - Пока там покупают и продают в основном люди, у которых есть криптовалюта. Мы решили расширить аудиторию и запустили рублевую зону. На платформе представлены государственные музеи, оцифровавшие картины великих художников, - их можно купить. Причем надо понимать, что это не цифровые копии, а цифровые оригиналы. Если раньше многие скачивали бесплатно музыку и видео, то сейчас принято оплачивать подписку. Так и в "цифре": мы переходим от анархии к регулированию. Правообладатель выпускает NFT, а мы покупаем право пользования объектом, - отмечает Руслан Мусин.

    В цифровых сделках не нужны посредники. Общества по защите авторских прав могут стать лишним анахронизмом. Все условия правообладателя и его роялти - вознаграждение - будут прописаны в смарт-контракте. К примеру, если кто-то сочинит стихотворение, он может создать NFT и получить цифровой сертификат на него. По сути, это регистрация права на интеллектуальную собственность. Ее можно продать. Много ли за нее дадут - другой вопрос.

    - Распространенный стереотип: NFT - это только картинки, которые вдруг стали что-то стоить. Но их можно считать лишь инструментом популяризации новой технологии, которая распространяется абсолютно на все. В частности, на документы: с приходом NFT будет уже невозможно покупать дипломы об образовании в метро, - приводит пример эксперт.

    Теоретически цифровой сертификат можно оформить на все что угодно — от права на объект недвижимости до звучания собственного голоса

    Однако на пути к цифровому регулированию возникает немало трудностей. По идее, с продажи NFT надо платить налоги, а в российском законодательстве пока даже понятия такого нет. По сути, сегодня это серая зона, для которой не создана нормативная база, подчеркивает генеральный директор RTVI Ольга Пивень. Но в Госдуму уже внесен законопроект, который предлагает включить неповторяемый токен в Гражданский кодекс РФ. Кстати, для самого проекта тоже сделали NFT, который продали на благотворительном аукционе.

    - Таким образом можно монетизировать любой уникальный контент, - утверждает основатель Ed-сообщества NFT CONF Евгения Плотникова. - По сути, это цифровизация всех наших возможностей. За рубежом рынок NFT как инструмент маркетинга активно используют звезды. Для бизнеса это возможность заключения сделок, применения программ лояльности, облегчения различных операций. Это уже суперразвитая экономика, в которую нельзя не входить, потому что больший кусок пирога достанется тому, кто придет туда первым.

    Впрочем, так называемая токеномика во многом остается внутренней экономикой, поясняет Ольга Пивень. К примеру, можно купить NFT-кроссовки, "носить" их в своей метавселенной и зарабатывать на этом цифровые активы. Но не все очки и бонусы можно вывести из токеномики в реальную жизнь. Все-таки метавселенные вышли из гейминга и VR, просто с NFT они получили маркетинг и способ монетизации.

    P. S.

    Самой дорогой NFT-сделкой стала продажа работы американского цифрового художника Майка Винкельманна под псевдонимом Beeple "Ежедневно: первые 5000 дней". В 2021 году она ушла с аукциона Christie.s за 69 миллионов долларов. Это коллаж из множества изображений, представленный только в виде цифрового файла. Покупатель получил уникальный токен, подтверждающий право собственности на произведение.

    Токены - единицы учета, которые называют заменителями ценных бумаг в цифровом мире.

    Поделиться