Сегодня Калининградскую область с "большой Россией" по морю связывают шесть судов. Четыре из них работают на линии Усть-Луга - Балтийск - это паромы "Маршал Рокоссовский", "Амбал", "Балтийск", а также сухогруз "Урса Майор". Последний перевозит в основном контейнеры и накатную технику (фуры). По сравнению с маем 2022-го загрузка увеличилась втрое.
- Свободные места для перевозки автомобилей на "Урса Майор" появятся только в августе, перевезти контейнеры пока еще можно, - пояснили в пресс-службе "Оборонлогистики". - Если говорить о паромах, они полностью забронированы до 15 августа текущего года. Если компании подадут заявку сейчас, то могут еще успеть перевезти железнодорожные вагоны с грузами во второй половине августа или в сентябре.
В Росморпорте сообщили, что о проблеме загруженности морских линий в направлении Калининградской области знают и уже работают над ее решением. Сегодня паромы активно перевозят в железнодорожных вагонах нефтепродукты, которые составляют от 30 до 50 процентов всего грузооборота между основной частью России и западным эксклавом страны.
- Нефтепродукты можно перенаправить с паромов на танкеры, что существенно увеличит объемы транспортировки остальных грузов на паромной линии, - отметили в Росморпорте. - В сентябре мы увеличим мощности паромного флота за счет выхода на линию четвертого автомобильно-железнодорожного парома "Генерал Черняховский".
Чтобы помочь грузоперевозчикам, на линии организовали работу "одного окна". Это позволяет распределять вагоны и накатную технику на ближайший паром, прибывающий по расписанию. Новый способ работы поможет, по мнению транспортников, сократить сроки доставки и максимально задействовать провозные мощности судов. Перекинуть товары с железнодорожного и автомобильного транспорта можно также в терминал Бронка или морской порт Усть-Луга. Это позволит перевозить их как генеральный груз на судах Северного морского пароходства, которые работают на линии Санкт-Петербург - Калининград.
К слову, порт Бронка и Калининград уже связывают два сухогруза - "Холмогоры" и только вставший на линию "СТК-1004". Вместимость последнего составляет более полутора тысяч тонн, судно может перевозить грузы в объеме 78 двадцатифутовых эквивалентов (ДФЭ или TEU). Новый сухогруз уже привез в Калининградскую область санкционные металл, цемент, пиломатериалы и контейнерные грузы, а его загрузка составила сто процентов. В обратном направлении судно также пойдет загруженным.
Генеральный директор компании-перевозчика Сергей Мишин рассказал, что возможность доставки рефрижераторных, генеральных и контейнерных грузов из Петербурга в Калининград и в обратном направлении анонсировали еще в конце марта 2022 года. Мощностей у компании хватает: в управлении перевозчика находятся собственный флот, контейнерный парк, логистическая база для размещения и сортировки грузов. Это позволяет обеспечивать ритмичную поставку по маршруту.
Пока перевозчики пытаются решить вопросы с логистикой, предприниматели Калининградской области жалуются на высокие цены и длительные сроки доставки. Вопрос субсидирования морских грузоперевозок по-прежнему остается открытым.
- Сегодня сроки доставки могут варьироваться от двух недель до месяца. Из-за этого практически невозможно сказать клиентам, когда точно прибудет поставка, - рассказал директор одного из центров по ремонту автомобилей Калининградской области Артем Прокошин. - Запрет литовского транзита, да и санкции в целом, существенно повлиял на стоимость комплектующих. Разброс цен иногда просто космический. У разных поставщиков стоимость, например, обычного масляного фильтра может варьироваться от четырехсот рублей до полутора тысяч и более. Надеемся, что вопрос с паромами все же разрешат, хотя хочется верить в полную отмену транзитного эмбарго.
В правительстве Калининградской области пояснили, что программа субсидирования морских грузоперевозок активно разрабатывается. Сегодня важно, чтобы калининградский бизнес не почувствовал существенной разницы между доставкой грузов железнодорожными составами, паромами и сухогрузами.
- Для нас важна поддержка федерального центра, чтобы стоимость морских перевозок не превышала значения тарифа 10-01 Российских железных дорог, - подчеркнул губернатор Калининградской области Антон Алиханов. - Мы пересчитываем расходы по новому водному маршруту и приводим их в соответствие с железнодорожным тарифом. Как только оформим наши предложения, будем вносить в правительство РФ проект нормативно-правового акта о порядке субсидирования морских перевозок для нашего региона. Сейчас активно прорабатываем этот вопрос вместе с Минтрансом России. Надеюсь, что до конца июля все решения будут приняты.
10,7 тысячи тонн грузов и техники перевез по линии Усть-Луга - Балтийск сухогруз "Урса Майор" в июне 2022 года.
На сухогрузе "Урса Майор" в обход транзитного эмбарго, установленного 18 июня Литвой, в Калининградскую область привезли порядка 400 тонн металлоконструкций. В санкционный список Евросоюза попала половина номенклатуры грузов, ввозимых в западный эксклав России, включая металлы. Прибалтийская республика отказалась пропускать их в Калининград через свою территорию. Грузопоток пришлось в срочном порядке переориентировать на море. По сообщению транспортного оператора, металл, который в самый западный регион страны привез "Урса Майор", понадобится для строительства международного морского терминала в городе Пионерский. Помимо металлоконструкций, рейсом из Усть-Луги в Балтийск доставили 39 единиц накатной техники и 64 сорокофутовых контейнера.