Поделиться

Владельцы ТЦ будут искать выход из сложной ситуации в разных направлениях

Последние два десятилетия прошли под знаком серьезных вложений в современные торговые центры. Сегодня в стране работают 1950 торговых центров площадью более пяти тысяч квадратных метров каждый. 506 из них находятся в Московском регионе. В период бума окупаемость таких капиталоемких объектов составляла три-пять лет, но по мере насыщения рынка она увеличилась до 10-12.

А, следовательно, большая часть торговых центров, введенных в последнее десятилетие, еще не окупили затрат инвесторов. Но и продать торговую недвижимость сегодня, во-первых, невыгодно, а во-вторых, по большому счету - некому.

Поэтому, думаю, владельцы ТЦ будут искать выход из данной ситуации в нескольких направлениях. В столицах и городах-миллионниках будут предприниматься попытки заместить ушедшие бренды турецкими и азиатскими производителями. Процесс это не быстрый, итоги замещения будут ясны ближе к концу года.

Второе направление работы - в привлечении малого бизнеса в качестве арендаторов, причем не только торгового бизнеса, но и из сферы услуг. Безусловно, это вынудит владельцев снижать арендные ставки. Поэтому можно говорить о снижении рентабельности, поскольку операционные расходы и налоговая нагрузка при этом сохраняются.

Впрочем, представители отрасли видят проблему шире: они вышли в правительство РФ с предложением о поддержке отечественных производителей и помощи в организации логистики.

Поскольку по месторасположению и планировке торговый центр сложно перепрофилировать, то, думаю, таких проектов, изменяющих их назначение, в ближайшее время мы не увидим. Как не увидим слияний и поглощений, по крайней мере, в среднесрочной перспективе.

Мне кажется, что большинство современных ТЦ в конце концов приспособятся к сложившейся ситуации, но надолго перестанут быть высокорентабельным объектом инвестиций.

Еще сложнее обстоит дело с кинотеатрами, чья выручка во многом формировалась прокатом зарубежных фильмов.Поскольку этот рынок отличается высокой концентрацией, то решение о прекращении деятельности даже двух-трех крупных игроков серьезно скажется на всей прокатной индустрии.

Большая часть торговых центров, введенных в последнее десятилетие, еще не окупили затрат инвесторов

Перепрофилировать кинотеатр, по сути, невозможно. По крайней мере, ни один из ранее построенных по советским проектам не был приспособлен под иные цели: в Москве, например, до сих пор есть закрытые кинотеатры 70-х годов постройки. А с января по июнь динамика закрытия кинотеатров стала рекордной за все время наблюдения, обойдя по показателям пандемийный 2020 год. В городах-миллионниках процент закрытий кинозалов выше, чем в небольших городах, по понятным причинам. Единственный кинотеатр в небольшом городе можно использовать для проведения различных общественных мероприятий. Поэтому владельцам столичных мультиплексов предстоит найти некие креативные решения - или законсервировать объекты.

Впрочем, там, где мультиплексы располагались внутри торговых центров, можно допустить реконструкцию площадей. Но только при условии предложений от потенциальных арендаторов, с которыми сегодня тоже есть проблемы.