Теперь непрофильное изучение истории студентами будет насчитывать не 72 часа в семестр, а в два раза больше - 144 часа. Изменится не только объем, но и формат преподавания. Если раньше на самостоятельное и дистанционное изучение истории отводилось до 80% учебных часов и больше, особенно в технических вузах, где сдавался зачет по истории, то теперь приоритеты кардинально меняются. По новой "Концепции" предпочтение отдается контактной работе или живому изучению истории. Нагрузка распределена так: на очной форме обучения - 80% "живые" лекции, на заочной - 40% контактного преподавания. В остальное время допускается дистанционное изучение под руководством преподавателя. Непрофильный предмет "История" самостоятельно больше изучаться не будет. "Это ведет к профанации, - убежден председатель правления Российского исторического общества Константин Могилевский. - Мы же за системное образование. Оно подразумевает знание истории страны, как минимум". Поэтому вместо зачета при непрофильном изучении истории еще вводится экзамен по этой дисциплине. Но главное - разрабатывается новый культурный стандарт изучения истории в вузах. За его основу взят уже внедренный стандарт изучения истории в средней школе. Правда, обновленная "Концепция" будет различать культурный стандарт изучения истории в профильных, гуманитарных и непрофильных вузах.
- На первом месте все же рост преподавания в профильных вузах, где есть дефицит методологии, особенно по новым сюжетам современной истории, - говорит научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. - На втором месте непрофильные вузы. Тут реализуемая задача, как в средней школе, - параллельно учить курс всеобщей истории с отечественной. Нами подготовлен новый вариант методик преподавания, которые преодолевают европоцентризм истории. В сведения по мировой истории вошли курсы по созданию колониальных империй, борьба против колониализма в Азии, Африке, Латинской Америке. При этом с вписыванием в контекст мировой истории будет изучаться история России, особенно в XIX и XX веках - роль России в борьбе с империей Наполеона, обустройство мира Венским конгрессом 1815 года, Веймарский мир, Ялта-1945. Сюда же войдут отношение мира к России в разные века, особенно после Первой и Второй мировых войн, общий вклад России в Победу 1945 года.
Третья проблема - попытки слияния исторического образования с гуманитарными циклами политологии, филологии и международных отношений. Циклы вновь будут разделены. Как ожидается, общественное обсуждение "Концепции преподавания истории в вузах" начнется в августе, а 1 сентября она вступает в силу.