Журналист из Петербурга купил УАЗ "Буханку" и организовал регулярную доставку гуманитарной помощи жителям Донбасса

На передовой гуманитарка - единственная надежда мирного населения. И пока белые тяжелогруженые фуры гуманитарной помощи МЧС идут на помощь официальными путями, по самой линии фронта летит на всех парах наша юркая "буханка" ("буханка", "батон", "таблетка" - так в народе называют автомобили Ульяновского автозавода с индексами УАЗ-452/УАЗ-3741 и их модификации 2206 и 39625. - Ред.), доверху забитая коробками с едой. На этот раз в ней двое: Никита и ваш покорный слуга, журналист "Российской газеты".
Михаил Третьяков: Мы придумали "буханку" втроем - я и мои друзья из Греции и Венесуэллы.
Михаил Третьяков: Мы придумали "буханку" втроем - я и мои друзья из Греции и Венесуэллы. / Анна Ковалева

С кого начинается Родина

Знакомьтесь, Никита Третьяков. 31 год, родом из Санкт-Петербурга. Окончил педуниверситет им. Герцена. Знает английский, китайский, японский, увлекался востоковедением. Никита - журналист.

- В какой-то момент я понял, что хочу помогать людям. Идея создания проекта родилась с началом спецоперации. Мы придумали "буханку" втроем - я и два товарища, журналист из Греции и, что удивительно, журналист из Венесуэлы. Мы как три танкиста и собака.

Фото: Анна Ковалева

Первый шаг - Никита сам покупает серый "УАЗ" в кредит. Шаг второй - покупка продуктовых наборов, тоже за свои деньги. Третий и самый трудный - первая доставка на передовую. Все прошло успешно. И только потом он объявляет открытый сбор денег на карту. И вот ошеломляющий результат - за эти несколько месяцев доставлено 2000 продуктовых наборов!

- Ничего не успеваю! Мне бы такую красивую помощницу, как вы. В одиночку делаю не больше трех доставок в неделю.

И это он считает мало.

В чем уникальность проекта? Да в том, что "буханка" везде первая! Только что освободили от националистов очередной поселок - Никита мчится туда раздавать гуманитарку. Старается покупать то, что нужно всем, но есть и личные просьбы от людей:

Фото: Анна Ковалева

- Иногда позвонят, попросят бензин для генератора привезти или детскую смесь младенцу, например. Всякое бывает, - скромничает наш водитель, грузчик и доставщик в одном лице. Подвезти бойца с блокпоста домой или бабушку в районную больницу - тоже он.

Процентов 60 из всех, кто остался на освобожденных территориях и не эвакуировался, - пожилые и одинокие. Их положение печальное. А тут "буханка" адресно подвезет, что нужно. Сердце рвется у парня, не может оставаться равнодушным и сидеть дома. Особенно трудно было вначале. Бывало, что военные и не пускали туда, где идут боевые действия. Потихоньку обрастал знакомствами в комендатуре, чтобы пропускали на военных блокпостах в самые опасные точки. "Буханку" стали теперь узнавать. "И никакие обстрелы и зачистки меня не отпугнут!"

Никита в профессиональной камуфляжной экипировке, на плече нашивка триколора и портрет прославившейся геройской бабушки с флагом лихо крутит баранку, вписываясь в крутой поворот. Лихачит он, скажу вам как участник трофи-рейда, будь здоров! По грунтовке - скорость 130. Зато пулю не поймаешь.

Иногда осколок прилетит, иногда пуля, но "УАЗ" никогда не подводит.

- Какая иномарка выдержит такую жизнь, отечественное лучшее! - смеется Никита. - Сейчас первая "буханка" с бортовым номером 001. Конечно, в моих мечтах должны быть сотни машин, разъезжающих по передовой. Знаете, как у младенцев отмечают каждый месяц, так и я "буханку" поздравляю каждый месяц. В ее день рождения заезжаю на автомойку.

Очень личное

- Я ничего не имею с проекта, машину для доставки купил в кредит, даже те деньги, которые мне скидывают, с них не заправляюсь. Для меня это принципиальный вопрос! - говорит Никита. Его бабушка с дедушкой пережили блокаду Ленинграда, а прадедушка не пережил, умер от голода. Когда люди остаются без еды и воды, для Никиты это очень чувствительно. Очень личное.

Когда приезжаешь к людям, распахиваешь двери "буханки" - кажется, что сколько б ни привез, все будет мало. Фото: Анна Ковалева

- Когда приезжаешь к людям и распахиваешь двери "буханки", каждый раз кажется, что сколько бы ни привез - мало. Я понимаю, что это капля в море, но капля камень точит! Только не преувеличивайте мои заслуги: помогают деньгами люди, а я так, таксист, и на раздаче стою как на кассе. Один бизнесмен перевел недавно 50 тысяч рублей, попросил себя не называть.

Чего стоило самому собрать вручную 150 лекарственных наборов?

- О, это было очень весело. Я вам скажу: анальгин, валидол, уголь, каптоприл от давления, аспирин, и так 150 раз. Еще отдельно антисептики, зеленка, хлоргексидин. Пошли эти наборы на ура, отличная была вещь! 150 наборов вышло, порядка сорока тысяч рублей.

В Никиту можно влюбиться с первого взгляда. Красивое лицо, умные глаза, культурная питерская речь. Широченные плечи, силушка богатырская, поднимает несколько коробок одной рукой! Думаю, и меня бы еще сверху посадил и поднял. Он вообще не знает, что такое усталость. Сутками за рулем. За такого бы замуж! Но не до того ему, помощь людям занимает весь его день.

Много времени занимает общение. Никита выкладывает в соцсетях отчет о проделанной доставке, и тут же сыпятся просьбы от родственников. Пожалуйста, найдите мою бабушку, посмотрите, цел ли мой дом.

- Мне нужны помощники, идейные люди, чтобы совмещали гуманитарную работу с основной, например, с удаленкой. Не нужно самопожертвований, человек должен работать в удовольствие. Может, мы отвоюем трофейную "буханку", и вы будете ездить со мной? - с надеждой смотрит на меня Никита.

Всего по 150

Покупаем на продуктовой базе в Донецке всего по 150. То есть, 150 банок тушенки, 150 пачек риса и гречки, 150 рулонов туалетной бумаги, коробок спичек, бульонных кубиков и томатной пасты.

В наборе должны быть бульонные кубики и томатная паста - они любую воду превращают в нормальный суп

С каждой поездкой Никита набирал опыт и в итоге вырисовал формулу идеального продуктового набора. В нем обязательно, например, бульонные кубики и томатная паста - это любую воду превращает в суп.

Фото: Анна Ковалева

Поселок Мироновский находится прямо на линии фронта. Рядом Светлодарск, который отделен водохранилищем и дамбой от Углегорской ТЭС. Светлодарск и Мироновский уже освобождены, а вот все, что с другой стороны водохранилища, - Украина.

Развозим продуктовые наборы сначала адресно, а потом все, что осталось, просто по дворам. Заезжаем в первый попавшийся, открываем "УАЗ" и приглашаем всех жителей, кто есть. Один набор в одни руки. И так час за часом, двор за двором. Уже солнце садится... Ну не можем же мы уехать домой, когда стоит очередь. Особенно она тормозится, когда пропускали стариков.

Фото: Анна Ковалева

Тогда Никита хорошо поставленным голосом вопрошает: "Люди, пропустим бабушку без очереди?" Все хором: "Конечно! Нина Ивановна, проходите!"

А у нее и сил нет держать пакет с продуктами. Хватаю тяжеленный пакет и несу ей в квартиру. "Благослови тебя Господи, дите!" - плачет, опираясь на палочку пенсионерка.

Возвращались мы в абсолютно кромешной темноте за полночь. А вы знали, что ночью военные "КамАЗы" ездят без света? Я тоже не знала. Оказывается, это для того, чтобы не привлечь внимание врага. Вот это экстрим, ездить в темноте без фар, когда дорога освещается только бледной луной!

А впереди нас ждал участок дороги на возвышенности, там враг регулярно обстреливает проезжающую военную технику и автомобили. Затаив дыхание, надев бронежилеты, надеемся проскочить живыми.

Наша "буханка" летит на скорости 120 в полной темноте! Справа зарево от минометных обстрелов Мироновского. Как они там, люди, впервые наевшиеся горячего супа? На глаза наворачиваются слезы. Страх от рисковой дороги отступает.