Построенная на Адмиралтейских верфях в Петербурге по заказу Росгидромета, этим летом она держала ходовые и тестовые испытания в Балтийском море, включая прием вертолета на специально оборудованную судовую площадку и взлет его для проведения ледовой разведки, выполнения транспортных и других операций.
А в свою первую научную экспедицию, рассказал журналистам директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров, ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс" отправится в сентябре. Маршрут, по словам Макарова, такой: сначала переход из Петербурга в Мурманск - это примерно 12 суток, в зависимости от погоды. Там будет загружено снабжение на срок первой экспедиции и там же, судя по всему, поднимется на борт первая команда исследователей. По проекту на борту ЛСП могут одновременно находиться 34 исследователя и 14 членов команды.
- Из Мурманска платформа должна пойти своим ходом в сторону Новосибирских островов, где и планируется вхождение в дрейф, - сообщил Александр Макаров.
Как ожидается, к тому времени ученые выберут подходящую льдину, чтобы стальная капсула научного судна смогла "вморозиться" в нее и начать совместный дрейф. Уже объявлено, что основной целью первой такой экспедиции станет выполнение комплексных исследований в системе "атмосфера - ледяной покров - океан" в высоких арктических широтах.
Такие исследования подразумевают годовой цикл и в перспективе будут проводиться по всему маршруту свободного трансарктического дрейфа вмороженной в лед платформы - от района его зарождения в северных частях Чукотского и Восточно-Сибирского морей до выхода в Северо-Европейский бассейн Атлантического океана через пролив Фрама. На льдине вокруг ЛСП разместится научный лагерь, где будут проводиться основные исследования. А какую-то их часть станут выполнять непосредственно на борту судна.
Напомним, что платформа "Северный полюс" по своему проектному функционалу сопоставима с научно-исследовательским центром и предназначена для круглогодичных экспедиций в Северном Ледовитом океане. Ранее для подобных исследований использовали дрейфующие в Арктике льды, куда с определенным риском высаживались ученые-полярники. Первую такую высадку с последующей зимовкой провели советские специалисты в 1937 году.
С вводом в строй самодвижущейся ледостойкой платформы "Северный полюс" все подобные исследования в нашей стране поднимаются на принципиально более высокий уровень.