20.07.2022 17:07
    Поделиться

    "Метафизические технологии" Найка Борзова: как эксперименты со звуком влияют на человечество

    Найк Борзов создает в музыке многочисленные галактики. Пространство экспериментов для него - привычная среда обитания. Внимательно наблюдая за развитием технологий, он тщательно выбирает инструменты для записи и звукоизвлечения. Очередное тому подтверждение - новый альбом "Потерянный среди звезд", оценить который можно с 15 июля на всех цифровых платформах. А 16 июля музыкант выступил в клубе "Мумий Тролль Music Bar" с акустической программой. Незадолго до концерта артист встретился с корреспондентом IPQuorum и рассказал о новой работе, сотрудничестве с изобретателем и звукоинженером Владом "Самоделкиным" Креймером и о том, как строятся его отношения с искусственным интеллектом.

    Потеряться и найтись среди звезд

    Фото: Фото из личного архива Найка Борзова

    В мире произошли глобальные изменения, и эксперименты с человечеством завели меня самого в какие-то дебри. Я записал не просто альбом, а музыкальную пьесу из двух актов. Сейчас вышла первая часть - "Потерянный". Это полная противоположность предыдущей, более светлой, мягкой и созидательной пластинке "Капля крови создателя". Здесь все гораздо более жестко и холодно. Ее главный герой - эмпат, живущий в современном мире, который чувствует иначе, нежели большинство людей. Ему хочется любви, а не армагеддона. Он ищет выход из сложившейся ситуации и, пройдя через боль и саморазрушение, находит его. Какой? Об этом расскажет вторая часть - "Среди звезд", которая будет выпущена позже. Она звучит по-другому, и в ней больше метафизики.

    Как создавать собственные миры, моделировать пространство

    В песне "Изъян" герой размышляет о том, что видит вокруг, в композиции "Биоудобрение" - выражает свои ощущения и эмоции от происходящего, а в треке "Больной и злой" - хочет убежать от реальности. Дальше идет песня, с которой связана отдельная история. Получилось, что я заглянул в будущее. 25 февраля выходит композиция "Пророчество" со словами: "Хочется кого-нибудь убить, человечество должно себя истребить". Через неделю после того, как она уже крутилась на радио, я попросил снять ее и в тот же день переделал строчку: "Хочется кого-нибудь любить. Человечество должно себя излечить". С этим текстом она попала в эфир спустя месяц.

    Учитывая, что все - иллюзия, все есть и ничего нет одновременно, мне кажется, человек всю жизнь стремится к тому, чтобы создавать собственные миры, измерения, моделировать пространство. Это я и сделал в рамках новой пластинки. В ней разворачивается целый квест: в песне "Равновесие" внутреннего ребенка героя, чью партию исполняет Ольга Чубарова из группы "Бабба", пытаются научить жить коучи, тренеры и гуру. На одной из тусовок в центре Москвы, в песне "Адренохром", он встречает всадника Апокалипсиса, который является новой инкарнацией Иисуса Христа, и, наконец, в песне "Кислород" попадает на планету в другом конце галактики. Там он встречает Создателя. Из-за того, что ему в очередной раз не удалось сотворение мира, он пытается покончить жизнь самоубийством, но не может умереть. Тем самым вдохновляя героя. На этом и заканчивается первая часть.

    Новые нейронные связи вместо нейросетей

    Раньше для записи альбомов я использовал любые средства: студии, оборудованные по последнему слову техники, дорогих музыкантов, аппаратуру, которой бы позавидовали многие топовые артисты, аналоговые 48-канальные магнитофоны, самые разнообразные комнаты для записи барабанов. Хочешь бомбоубежище? Пожалуйста! Длинный тоннель? Без вопросов. Все изменилось, когда я начал работать над "Каплей крови Создателя" и в каком-то смысле вернулся к себе: взял то, что есть у меня под рукой, закрылся в комнате на год и записал альбом, как делал в 1980-х, 1990-х. В таких условиях я начинаю наиболее активно экспериментировать - в голове включается конструктор, образуются новые нейронные связи. Мне нужно самому продумывать, как лучше записать инструменты.

    Я использовал какие-то странные самодельные микрофоны, приборы. Записывал барабаны не на 15 каналов, как принято, а на двух, и они звучат очень странно и круто. Мой друг спаял мне ламповый преамп - электронный усилитель, который преобразует слабый электрический сигнал в более мощный. Это Влад Креймер по прозвищу Самоделкин - один из самых талантливых современных звуковых инженеров в России. Он давно вывел теорию о том, что ламповый, аналоговый звук - космический. Потому что лампа - это вакуум, как и космос. Его синтезаторы Lyra-8 есть в коллекции Мартина Гора, Трента Резнора и других культовых музыкантов. Он изобретает дрон-машины, обладающие искусственным интеллектом. То, что ты услышишь, нажав на пэды, - непредсказуемая история. Повторить это невозможно. И, конечно, я использую такие вещи, создавая музыку.

    Как сделать High End, используя Lo-Fi

    В работе над новым альбомом я дал себе еще больше свободы, чтобы технологии не мешали, а только помогали. Я использовал гитары, которыми пользуется, наверное, не больше трех процентов мировых музыкантов. По звуку даже не всегда можно понять, что это гитара. У меня есть уникальные мастеровые инструменты, которые существуют всего в одном-двух экземплярах, спаянные специально для меня. Иногда я нахожу какие-то новые интересные инструменты у друзей. Большую часть песен для "Потерянного среди звезд" я записал не с микрофоном Neumann, как обычно, а Shure SM58. Его используют большинство вокалистов на концертах, но в студиях - наверное, только Оззи Осборн. Ха-ха-ха. Пластинка получилась Lo-Fi по производству, но тем не менее это настоящий Hi-Fi по звучанию.

    Я интуитивно подбираю именно те средства и инструменты, которые нужны для конкретной песни, чтобы получить "то самое" звучание. Топовые электронщики делают именно так: они отбирают себе примерно десять киков, звуков из многомиллионной палитры, и дальше, используя их, создают нечто новое, экспериментируя с различными комбинациями. Нагромождение элементов далеко не всегда помогает. Представьте себе широкополосную трассу. Когда автомобилисты едут по ней, у них перестает работать логика. Проще ехать по двухполосной дороге. Так же при создании музыки: я выбираю, например, два компрессора из шести, два предусилителя из десяти, которые у меня есть, и начинаю работать. Этих двух приборов мне достаточно для всего спектра задач.

    Бит, шум и музыка будущего

    Я не ограничиваю себя в исследованиях звука. И шум, и бит, и мрачный жесткий гроулинг (прием экстремального вокала. - Прим. авт.) - все это части музыки. Если какая-то из них кажется мне интересной, я ее использую. Я могу играть на барабанах, и у меня сразу рождается гармония, мелодия. Если я начну прислушиваться к шуму за окном - могу написать песню. Фантазируя на тему футуристической музыкальной картины мира, мне кажется, человечество вернется к красоте и гармонии. Несмотря на множество достижений в саунд-дизайне, люди уже успели устать от "выхолощенного", бескомпромиссного звучания. Поэтому в чартах сейчас все чаще появляются музыканты, чьи сделанные на лэптопе треки гораздо круче тех, что записаны в дорогих студиях. Впереди - новая честность и искренность.

    ***

    Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы международного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития. IPQuorum исповедует доказательную редакционную политику и показывает на достоверных фактах и судьбах, что сегодня инновации возникают на пересечении разных идей и индустрий.