Минэкономразвития обяжет нарушителей авторских прав платить компенсацию

Неправомерная блокировка контента является нарушением прав правообладателей. В связи с этим Минэкономразвития России подготовило законопроект, направленный на защиту правообладателей. Документ дает возможность правообладателю взыскивать не только убытки, как это было раньше, но и компенсацию за неправомерную блокировку контента в интернете. Об этом "Российской газете" сообщили в ведомстве.
iStock

Российское законодательство позволяет блокировать контент в интернете в случае нарушения прав на интеллектуальную собственность. Правообладатель может это сделать, подав заявление в суд или обратившись к информационному посреднику, например, к Яндексу. При этом лица, которые пытаются заблокировать контент не всегда действуют правомерно.

Так, например, недобросовестные участники рынка могут заблокировать контент конкурентов. При этом привлечь их к ответственности, заставив заплатить за содеянное, в нынешних условиях крайне проблемно. Это связано с тем, что инициирование такой блокировки однозначно не определено как нарушение интеллектуальных прав, а если удастся доказать, что права нарушены, придется также обосновывать размер убытков, которые правообладатель понес от некорректных действий недобросовестного конкурента.

Аналогичные механизмы взыскания компенсации предусмотрены и для других нарушений исключительных прав. Диапазон компенсации установлен Гражданским кодексом (от 10 тысяч до 5 миллионов рублей за нарушение) и устанавливается судом.

Кроме того, законопроект защищает от претензий правообладателя информационных посредников, заблокировавших контент в связи с поступлением заявления от недобросовестного лица. Таким образом, спор возникает непосредственно между правообладателем и лицом, инициировавшим блокировку контента, а информационный посредник привлекается к участию в деле в качестве третьего лица. Этот подход позволит исключить дополнительные затраты информационного посредника на участие в судебном процессе, снизить его юридические риски, а также сократить сроки рассмотрения споров.

"Предложенные поправки значительно упрощают и ускоряют защиту прав на товарные знаки в сети интернет, поскольку повысят доверие информационных посредников к обращениям различных лиц о блокировке контента. Информационному посреднику достаточно будет установить, от кого исходит обращение и заблокировать контент вместо организации ресурсозатратного установления нарушения собственными силами. Эти поправки будут способствовать развитию интернета, поскольку сократят издержки интернет-компаний, повысят защиту правообладателей, ускоряя обработку их запросов на удаление контента, и существенно сократят количество необоснованных заявлений о блокировке, тем самым защитят пользователей.

Важно заметить, что в предложенной редакции он применим не только про блокировки контента по определению суда, но и при снятии материала компанией-информационным посредником. Это делает механизм особенно эффективным, при этом не требующим затрат и ресурсов ни владельца контента, ни государства", - отмечает Вадим Нюняев, руководитель направления интеллектуальной собственности ПАО "Газпром нефть"

Предлагаемые законопроектом нововведения ограничат возможности лиц злоупотреблять правом, а также позволят обеспечить баланс интересов авторов и иных правообладателей в части защиты их прав и законных интересов.

По словам резидента экспертного клуба ЦСР, управляющего партнёра адвокатского бюро Nordic Star Андрея Гусева, принятие закона сделает принятие обеспечительных мер в отношении контента в интернете более редким явлением, поскольку вероятное привлечение к ответственности, требования выплаты компенсации и убытков будут служить сдерживающими факторами для инициаторов блокировки контента. "Прямое исключение ответственности информационных посредников оцениваю положительно, особенно учитывая имеющуюся практику привлечения их к ответственности в спорах о нарушениях интеллектуальных прав в сети интернет. В данном же случае спор возникает непосредственно между правообладателем и лицом, инициировавшим блокировку контента, и информационному посреднику не нужно доказывать вину инициатора блокировки, чтобы снять с себя ответственность", - добавил Гусев.