Через тучи пыли по проселочной дороге добираемся до поля рядом с селом Калмыковка. Руководит работами на месте глава хозяйства с выразительной фамилией Молоток.
- Почти 60 лет я прожил, но никогда не думал, что выражение "битва за урожай" окажется не расхожим штампом, а станет для меня явью. Не имею морального права приказать механизаторам выйти на уборочную, если комбайн может подорваться на мине и мой товарищ, которого знал многие годы, окажется покалечен или погибнет. Спасибо военным и МЧС. Приходят на помощь и обследуют уборочные территории, - рассказал "РГ" Виктор Викторович и посоветовал внимательно смотреть под ноги и не сходить с проселка.
Дело в том, что его уборочные владения располагаются на территории Старобельского района ЛНР. Еще в марте здесь шли бои. Украинская армия, отступая в район так называемого "Химического треугольника" - городов Рубежное, Северодонецк, Лисичанск, - устроила тотальное минирование. В лесопосадках, полях и на проселочных дорогах саперы ВСУ установили большое количество противопехотных и противотанковых мин. К ним следует добавить изрядное количество неразорвавшихся боеприпасов, украинская армия воюет подлежащими к утилизации снарядами, которые не всегда взрываются сразу, а становятся минами замедленного действия.
Впрочем, это только одна из проблем. Украинские военные, по словам местных фермеров, ограбили сельхозпредприятия - реквизировали тракторы, грузовики и другую технику, а также горючее. Селяне были вынуждены прятать имущество в оврагах и лесах.
- Мы лишись 254 тысячи гривен. Тогда по курсу это было 635 тысяч рублей. К счастью, нам повезло: удалось сохранить всю сельхозтехнику, - говорит председатель.
Вскоре на поле прибывают иностранные журналисты из Европы и Ближнего Востока. Брезгливо морщась от пыли, они начинают снимать не комбайнеров, а... военных. Их интересует только один вопрос: "Не принуждают ли российские солдаты с автоматами селян к уборке зерна и куда оно потом пойдет?". Лейтмотив столь выборочного пристрастия иностранных СМИ понятен, так как США грозят миру массовым голодом из-за прекращения поставок зерна с Украины.
И Виктор Викторович терпеливо, как школьный учитель, объясняет иностранным корреспондентам, что военные перед уборкой разминировали от украинских мин поля, что власти ЛНР не препятствуют уборке, а помогают. Что зерно будет храниться на местных элеваторах, а продавать его они будут всем желающим, которые предложат конкурентные цены.
Тем временем украинская армия делает все возможное, чтобы сорвать уборочную страду. Отступая из-под Лисичанска в сторону Северска, военнослужащие ВСУ поджигали поля с пшеницей. Для этой цели использовались вертолеты. Идя на бреющем полете, пилоты специально отстреливали тепловые ловушки, и горящие пиропатроны падали на созревшую пшеницу и выжигали все вокруг.
Поля минируются также с помощью систем реактивного залпового огня БМ-21 "Град", которые "засеивают" территорию противопехотными минами. А в городе Рубежном украинские артиллеристы зажигательными снарядами обстреляли и разрушили современный элеватор. Пожарные около недели не могут потушить тлеющие горы пшеницы, овса и ячменя.
"Это был стратегический запас зерна для населенных пунктов, которые находятся в районе этого элеватора", - сообщил помощник главы МВД Луганской Народной Республики Виталий Киселев.
Тем не менее жатва набирает обороты. Луганскими хлеборобами под защитой российских военных уже собран урожай озимой пшеницы и ячменя с более чем 52 тысяч гектаров.