Почти 60 снимков второй половины XIX - начала ХХ века отобрали в коллекции государственного музейно-выставочного центра "Росфото". В оригинале все работы маленького формата, без лупы там сложно разглядеть детали. Для удобства зрителей сделаны высококачественные цифровые копии большего размера.
- Снимки двух десятков фотографов различаются по жанру и географии. Они позволяют представить себе, как жила Российская империя - с ее многообразием народов, религий, укладов... - рассказала сотрудник воронежского музея имени И. Крамского Анна Палий. - Тут есть, например, портреты лопарей, грузчиков, жницы - и в то же время великосветских особ в костюмах эпохи Алексея Михайловича. Их сшили для самого знаменитого в мире бала в честь 290-летия дома Романовых. Подготовка была грандиозной, все детали одежды были исторически выверены (эскиз для Николая II выполнял директор Эрмитажа), гости надели старинные фамильные драгоценности... В феврале состоялся бал, а в марте его участники в образах бояр, стрельцов и посадских людей отправились в ателье. Получилось около 200 снимков, и по заказу императорского двора был выпущен фотоальбом. Деньги от его продажи пошли на благотворительность.
Другой известный фотоальбом - "Туркестанский" - издали в 1870-е по распоряжению местного генерал-губернатора Константина фон Кауфмана. Приезжие мастера запечатлели грандиозные памятники зодчества и типы населения Средней Азии, русских солдат и офицеров, которые там еще недавно воевали. В Воронеж привезли снимки колоритных стариков в национальных одеждах и рабочих процессов кустарной промышленности. Рядом - фотографии Кавказа: пейзаж с Араратом и берег Терека, караван верблюдов и праздник в духане.
Часть экспозиции отдана архитектурным фото - так, здесь можно рассмотреть Знаменский монастырь в Ельце и храм Николы Мокрого в Ярославле, которым украшена тысячерублевая купюра. Среди авторов в этом разделе стоит выделить Ивана Барщевского - он оставил после себя 47 альбомов и тысячи негативов. Мастер снимал православные храмы и монастыри с разных ракурсов, со всем их внутренним убранством. Многие памятники в советское время были разрушены, и мы знаем о них только благодаря камере Барщевского. На рубеже веков мастер сотрудничал с известной смоленской меценаткой Марией Тенишевой - возглавлял музей "Русская старина" в ее имении Талашкино и участвовал в проектировании храма Святого Духа.
Особое место на выставке занимают работы Вильяма Каррика - шотландец, выросший в России, окончил Императорскую академию художеств и в 1859 году открыл первое в стране фотоателье. Он снимал не только в студийных декорациях, но и на натуре. Каррик активно путешествовал по империи, запечатлевая крестьян и их быт.
- В то время в крупных городах было много фотоателье, которые принадлежали иностранцам. С тех пор как Вильям Каррик сделал удачные снимки царской семьи, спрос на услуги фотографов постоянно увеличивался. Ведь такой способ изображения был легче и дешевле, чем живописные портреты. Снимки стали тиражировать. Тот же Каррик сотрудничал с Иваном Крамским - переснимал его картины, и копии шли на продажу, - пояснила Анна Палий.
Выставка в Воронеже продлится до 21 августа 2022 года. Адрес музея имени И. Крамского: пр-т Революции, 18. Телефон для справок: (473) 255-38-67. С 21 июля посетителям будет доступен комплексный, более выгодный, билет сразу на две экспозиции - снимков из "Росфото" и полотен авангардистов из собрания Тульского художественного музея.
Цикл передвижных выставок под общим названием "Многоликая Россия" организует "Росизо" по заказу минкультуры, при содействии АНО "Территория культуры". Поскольку фотографий в фондах тысячи, для каждого города можно создать уникальную подборку. Недавно проект побывал в Белгороде, сейчас работает выставка в Курске. Посмотреть снимки можно до 27 июля в литературном музее. Адрес: Курск, ул. Садовая, 21. Телефон для справок: +7 (4712) 51-26-12.