Как вы встретились с этими ребятами? Почему именно с ними стали сочинять спектакли?
Анвар Либабов: Видимо, так было суждено. Случилось это в 2018 году. К юбилею дома-интерната "Филимонки" (тогда он так назывался) готовили праздничную программу. Руководители интерната побывали в Петербурге на спектакле театра "Лицедеи", мы познакомились. Потом они приехали к нам с детьми - показать, что умеют. А дальше ночью (всегда хорошие идеи почему-то приходят по ночам, откуда-то свыше) я придумал для них первую часть спектакля - "Кукушата". О родовом гнезде, из которого птички улетают, а на их месте появляются новые птенцы. Назвали мы его "Мечтатели". Во время чаепитий ребята рассказывали мне о своих мечтах, страхах, я записывал их откровения. Очень пронзительные сцены там есть.
Когда в театре у меня было свободное время, я летал к ребятам, репетировали. И произошло чудо - сложился полноценный спектакль из двух отделений. Потом "Мечтатели" "преобразовались" в "Высоких карзиков" - по аналогии с группой "Высокие братья" (есть такой уличный клоун-театр). Все согласились: хорошее название! Премьера прошла в московском Детском музыкальном театре имени Наталии Сац. Все серьезно!
Кто это - карзики?
Анвар Либабов: Вот и дети спрашивали меня. Это народное название карликов, маленьких людей. "А мы не маленькие", - говорят. Встали на ходули - стали высокими карзиками.
Затем появился "Городок в табакерке" по сказке писателя Владимира Одоевского. Премьера в Московской консерватории, вместе с оркестром, хором, органом. Тексты читала актриса "Современника" Алена Бабенко.
"Где-то когда-то" - наш третий спектакль. Эстрадный, про цирк, который приехал в город. Название философское, обобщающее. Рабочее название - "Типатупоцирк". Смешно ведь? "Типа, тупо..." - этот новый русский язык уже слышен повсюду... Участники: восемь воспитанников, четыре сотрудника центра - директор и его зам, медбрат и социальный работник, два актера театра "Лицедеи" - Наталья Шалаева (Кейхель) и я. Привозил в "Филимонки" из Петербурга педагогов, они учили ребят, как жонглировать, как с кнутом работать, на ходулях шагать. Препятствия преодолевали - пандемия, все нельзя...
Премьера состоялась в мае на Малой сцене московского театра "Современник", будем там играть и дальше. Одну из главных ролей у нас исполняет Алена Бабенко. В Пскове эту роль сыграла Наташа. Это второй показ публике.
И уличные представления, которые так любят "лицедеи", вы тоже решили с ними делать?
Анвар Либабов: Конечно! Мы с ребятами даже дважды ездили в Венецию, город развлечений и карнавалов. Сначала повезли перформанс "Птицы рулят". Я очень волновался, получатся ли у моих артистов образы. По ночам делал костюмы, их себестоимость - не поверите! - 150-200 рублей. Из старья, полиэтилена, газет, пакетов для мусора...
Утренняя Венеция, город просыпается, люди пьют кофе в кафе, сидят на улице. И мы пьем кофе, читаем пожелтевшие бесплатные рекламные газеты - они неинтересны, начинаем мять их, обматывать ими ноги. Заматываем скотчем - получаются куриные лапы. Переворачиваем баки с мусором - а там уже заготовлены мешки, в них костюмы. Делаем грим. Из рюкзака достаем шапочки и красные клоунские носики. На глазах изумленной публики - на площади Санто-Стефано! - за 25 минут мы "преображаемся". Мой образ - птица - вожак стаи, черный ангел. Поинтерактивили с публикой - куролесили, приставали к прохожим. Чирикали, каркали, пищали. Чесанули по улицам. Ребята раскрепостились. Выскочили на площадь Сан-Марко, а там море голубей! Птицы - настоящие и актеры-птицы - начали общаться. Это было феноменально!
Вторая поездка - с "Рыбами". Я придумал светящиеся скелеты рыб, поднял их на шесты. На мостах, улочках и площадях давали вечернее представление "Венецианская корюшка".
Было готово новое представление, но третья поездка в Италию сорвалась нынешней весной из-за известных всем событий.
Как появляются костюмы, декорации?
Анвар Либабов: Все делаем сами. Так всегда было и у "Лицедеев". Шьем, рисуем, красим, реквизит собираем отовсюду. Руслан, медбрат центра, в свободное время, по ночам, стругает, пилит, клеит. Друзья помогают, коллеги делятся с нами костюмами, мы их перешиваем. С миру по нитке.
Сейчас у нас достойный репертуар: несколько спектаклей, хореографических миниатюр. Есть и кинопродукция - сняли несколько видеороликов и коротких фильмов.
А как поживают "Лицедеи"?
Анвар Либабов: Театр жив. Нам, ветеранам, уже за 60, пенсионного возраста, Роберту Городецкому - 82, а он выходит на сцену! Молодежь какая прекрасная у нас! Звезды! Группа The Hatters - это наши воспитанники - уже популярна, они были хедлайнерами праздника выпускников "Алые паруса".
Три премьеры выпустили: комедийный моноспектакль Анны Музыченко Bathroom, ироничный stand-up без слов; "Светка" Снежаны Прудько (ребенок остается один дома во время Нового года); спектакль "Шторм, Гладь и Бриз" - там любовный треугольник (на сцене Полина Бондарь, директор нашего театра Виктор Соловьев и я).
Наши воспитанники "Семьянюки" выпустили премьеру - Amore na More. Ребята талантливые, произвели настоящий фурор на фестивалях в Авиньоне, Эдинбурге. Еще театр "Битком", наши птенцы, сделали новый спектакль - "Тыгдер". Живем, работаем, все великолепно!