Поделиться

    Почему на Урале владельцы стали продавать молочные заводы

    Уктусский молочный завод выставили на продажу - вместе с "родным" специализированным сельхозпредприятием. Такие объявления на "Авито" не единственные - здесь же ищет нового хозяина молзавод в Тюменской области и несколько небольших профильных производств на Среднем Урале. Причем вроде бы у всех все хорошо: тюменцы отдельным пунктом даже указали "прямые контракты на поставку в федеральные и местные сети". Что же заставляет предпринимателей продавать работающий бизнес?
    Ирбитский молзавод, в отличие от коллег, проблемы с упаковкой решил довольно быстро.
    Ирбитский молзавод, в отличие от коллег, проблемы с упаковкой решил довольно быстро. / Татьяна Андреева/РГ

    Йогурты и другие продукты кисломолочной линейки Уктусского молзавода знакомы екатеринбуржцам не один десяток лет. Они появились на рынке еще в середине 1990-х годов и в период тотального закрытия молочных кухонь стали настоящей палочкой-выручалочкой для многих родителей, особенно для тех, чьи чада страдали аллергией. В отличие от продукции зарубежных гигантов, местные сладкие кефирчики были скромно оформлены, жидковаты, да и срок годности имели совсем небольшой. Зато обладали неоспоримым преимуществом - натуральностью. А также вполне гуманной ценой.

    Ретейлеры тормозят повышение закупочной цены на молочную продукцию. Понятно, что это необходимо для сдерживания розничных цен, вот только почему опять за счет переработчиков?

    Предприятие-пионер быстро разрослось. Сегодня завод имеет собственное производство кормов, дойное стадо в 700 голов, большой парк техники и объекты недвижимости, включая склады, двухэтажное общежитие, машинно-тракторную мастерскую. Линейка продуктов весьма приличная: молоко, кефир, сметана и так далее. Конечно, со временем уральского переработчика потеснили другие местные и иногородние компании, однако его продукция не потеряла места на торговых полках. А вот сейчас оказалась под угрозой исчезновения. Что произошло?

    По словам директора молзавода Олега Бергера, решение выставить предприятие на продажу принято под влиянием не одной, а сразу нескольких причин. Возможно, просто следует вести бизнес по-другому, признается директор, - вдруг у кого-то получится лучше. Но пока покупателя нет.

    - Мы продаем не только молзавод, но и сельхозпредприятие: что-то мало желающих "копаться в навозе". Конечно, есть достойные люди, фермеры, и они как раз проявляют интерес к переработке, но, как правило, у них нет нужной суммы на покупку завода, а с кредитами сложности. Существует и вторая группа потенциальных покупателей - она отличается явно меркантильным подходом. Это те, кто привык моментально и любыми средствами получать доход без желания сделать что-то хорошее. Первым продать хочу, но не могу. Со вторыми не желаю иметь дела, - признался Бергер корреспонденту "РГ".

    По его мнению, желающих сбыть с рук молочный бизнес стало больше еще и потому, что с сырьем сейчас непросто. Надо постоянно вкладывать деньги в развитие животноводства, производство кормов, а если что-то упущено, начинаются перебои.

    А еще в последнее время к числу проблем молочников добавились хлопоты с маркировкой. Бергер считает лицемерием распространенное утверждение, что это "не про деньги".

    - На мой взгляд, обязательная маркировка хуже трехкратного налогообложения, и это не только мое мнение, - отметил он.

    Его коллеги подтверждают: "Честный знак" действительно обходится очень дорого. Ведь необходимо закупить оборудование для маркировки, этикетки, а они постоянно растут в цене, перечисляет Вячеслав Тихонов, директор компании "Норман" (знакомой любителям сыра под брендом "Деревня сыроваров"). Впрочем, вклад данного фактора в рост себестоимости, согласно докладу НИФИ Минфина, не может превышать одного процента. Эта и другие проблемы касаются всех, но особенно страдают мелкие и средние компании.

    - Даже крупные предприятия, перерабатывающие 300 и более тонн сырого молока в сутки, вынуждены сейчас пересматривать ассортиментную матрицу и отказываться от некоторых позиций. Это при том, что они периодически субсидируются из бюджета области или получают дешевые кредиты как филиалы крупных холдинговых объединений. А у малых производителей такой поддержки нет, они выкручиваются сами, - говорит он.

    Взаимодействие молочников с торговыми сетями тоже по-прежнему идет "со скрипом". По словам Вячеслава Тихонова, крупные ретейлеры тормозят обоснованное повышение закупочной цены на молочную продукцию, связанное с ростом стоимости сырья, вспомогательных, упаковочных материалов. Понятно, что это делается для сдерживания цен, вот только почему опять за счет переработчиков?

    - В связи с этим мы несем серьезные убытки, - уверяет Тихонов. - Так, увеличение себестоимости готовой продукции по сравнению с началом года составило 25 процентов, а по отдельным номенклатурным позициям - 35. При этом цены выросли лишь на 5-7 процентов.

    Перебои с упаковкой заметили многие уральцы - из-за ее нехватки даже временно сократился ассортимент у ряда свердловских предприятий

    Кстати, перебои с упаковкой заметили многие уральцы - из-за ее нехватки даже временно сократился ассортимент у многих свердловских предприятий.

    Например, поклонники продукции Ирбитского молзавода замечали перебои с поставками в магазины того или иного товара или аскетичный внешний вид. Скажем, банки со сметаной, запечатанные фольгой и закрытые пластиковой крышечкой, одно время продавались без привычной "шляпки". А сливочное масло паковалось не в фольгу, а в пластик. К счастью, этому предприятию удалось справиться с трудностями, и достаточно быстро. Но так получается не у всех.

    - В стране недавно анонсировали программу увеличения продолжительности жизни населения, улучшения здоровья людей. А ведь этому способствует в том числе и потребление натуральных молочных продуктов. Если они произведены без использования заменителей молочного жира, всевозможных стабилизаторов и имитаторов молочного белка, то и цена не может быть низкой. Но для сетей именно цена - определяющий фактор: им подавай сыр за 200 рублей. Но это просто невозможно: только стоимость молока в килограмме натурального сыра составляет 400 рублей и более. Правительство говорит, что поддержит МСП, но мы не видим этих мер. Если сети зарабатывают 20 рублей с литра питьевого молока, то мы столько же теряем, - сетует Вячеслав Тихонов.

    Тем не менее директор заверил, что будет продолжать развивать бизнес. Сейчас на его предприятии заканчивают строительство нового приемного отделения для больших объемов молока. Еще до санкций здесь закупили оборудование, вот-вот запустят в производство два новых вида сыра. По-прежнему работает и Уктусский молзавод - Олег Бергер в очередной раз подчеркнул, что передаст его только в руки достойного покупателя.

    Компетентно

    Вера Соловьева, директор Института менеджмента, предпринимательства и инжиниринга УрГЭУ:

    - У переработчиков молока есть ожидаемые проблемы, которые происходят практически ежегодно, например, изменение стоимости кормов и соответственно цен на сырье. Но есть и непрогнозируемые, в частности, внедрение новой системы качества. Разработчики в свое время уверяли, что она не потребует значительных расходов и не вызовет роста цен, но сейчас понятно, что это не так. Другая неожиданность - подорожавшая из-за санкций упаковка. Оказалось, что в России недостаточно своего сырья, красок для ее производства.

    Трудности попадания на прилавки тоже не новы. Но нужно понять и ретейлеров, которые из последних сил держат 20-процентную надбавку: выше этой планки сети не могут поднять цены. Понятно, что на небольших молочных заводах себестоимость продукции высокая. Получается, их молоко неконкурентоспособно. Какой выход? Договариваться. Ведь торговля тоже не может быть благотворителем, она должна зарабатывать.

    Также идет постепенное поглощение небольших перерабатывающих предприятий более крупными. То же самое в свое время происходило с пекарнями. В конце 90-х в Свердловской области насчитывалось 400 мини-пекарен. Сейчас хлебопеков не более ста - по большей части крупные хлебозаводы. И этот процесс не прекратится.

    К сожалению, под влиянием всех этих факторов действительно можно ожидать снижения качества. Но тут свое слово должен сказать Роспотребнадзор, который обязан контролировать производителей. Впрочем, если они снизят планку и начнут включать в состав молочных продуктов, например, пальмовое масло, покупатели быстро разберутся, что к чему. И отреагируют бойкотом фальсификата.

    Между тем

    По данным Свердловскстата, производство молока в регионе в этом году сократилось. Если в первом полугодии 2021-го в хозяйствах всех категорий произвели 413,6 тысячи тонн молока, то нынче - 407,5 тысячи тонн, или 98,5 процента к прошлогоднему показателю.

    Поделиться