Почему энергетический альянс Ирана и России нежелателен для Европы

Продолжение сближения России и Ирана в области энергетики может стать головной болью для западных стран. Суммарно две страны сосредоточат под своим контролем больше 40% мировых запасов природного газа и 15% запасов нефти. Страны находятся под санкциями Евросоюза и США, поэтому основной задачей такого альянса станет снижение негативного воздействия ограничений и доставка ресурсов до потребителей в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В этих вопросах Россия и Иран могут сильно помочь друг другу.
Сергей Савостьянов/ РИА Новости

"Газпром" и Национальная иранская нефтяная компания (NIOC) 19 июля уже подписали меморандум о взаимопонимании по стратегическому сотрудничеству, который предусматривает разработку газовых и нефтяных месторождений Ирана, обменные операции с природным газом и нефтепродуктами, реализацию крупнотоннажных и малотоннажных проектов по производству сжиженного природного газа (СПГ), строительство магистральных газопроводов, научно-техническое и технологическое сотрудничество.

Россия сейчас добывает около 10 млн баррелей нефти в сутки и около 760 млрд кубометров газа в год. Добыча нефти в Иране - около 3,8 млн баррелей в сутки, но до Исламской революции 1979 года в стране добывалось 7,7 млн баррелей в сутки. Добыча газа - чуть более 250 млрд кубометров в год.

Фото: Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Сергей Тихонов

Страны всегда были конкурентами на рынке углеводородов. Можно вспомнить, что Европа еще в конце 1970-х годов планировала построить газопровод из Ирана, но санкции США против Тегерана после Исламской революции сделали проект невозможным. В результате главным поставщиком газа в Европу стал СССР, был построен газопровод "Уренгой - Помары - Ужгород".

Более того, сейчас США опять пытаются разыграть иранскую карту, только теперь уже против нашей страны, обсуждая условия снятия санкций с нефтяного экспорта Исламской Республики.

Иранская нефть Iranian Light потенциально могла бы стать альтернативой нашему сорту Urals для европейских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), сильно зависящих от поставок российского сырья, поясняет эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. Дело не только в схожих качественных характеристиках нефти, но и в том, что Иран может предоставить Европе сопоставимые с российским экспортом объемы сырья, считает он.

Но для Ирана сотрудничество с Россией сейчас может оказаться выгоднее простого снятия санкций США, которые в Тегеране и так научились неплохо обходить. Ирану нужны газопроводы, по существующим маршрутам в Турцию и Ирак получается поставлять совсем незначительные объемы по сравнению с потенциальным уровнем добычи. В 2021 году весь экспорт газа из страны - всего 18 млрд кубометров, а производства СПГ в Иране нет. У Ирана есть давний проект строительства газопровода в Индию через Пакистан. Он был согласован и одобрен, к его реализации даже приступали, но на данный момент по политическим причинам (противоречия между Пакистаном и Индией) он был приостановлен. Причем строительство должно было вестись при участии российских компаний и с использованием оборудования из нашей страны. При более активном посредничестве России проект может быть возрожден и заново согласован.

Кроме того, Ирану нужно увеличивать геологоразведку, а также наращивать добычу нефти и газа. С этим может помочь Россия, компетенции для этого у нас есть. В свою очередь Иран может предоставить нам оборудование и поделиться технологиями в области нефте- и газохимии, которая развита в стране на очень приличном уровне.

Есть в сотрудничестве Ирана и России в сфере энергетики и политический аспект. Если страны согласуют механизмы обхода санкций ЕС и США, а также скоординируют свои действия в отношении экспорта энергоресурсов, то Западу придется рассчитывать только на рост поставок нефти из Саудовской Аравии и ОАЭ и СПГ из США и Катара, что весьма маловероятно и неминуемо приведет к дальнейшему росту и без того запредельных цен. Фактически же Европа будет вынуждена использовать "серые" схемы для покупки российского и иранского сырья.

У стран есть немалые перспективы раздела рынков сбыта и координации экспортной деятельности в рамках ОПЕК+, считает инвестиционный стратег УК "Арикапитал" Сергей Суверов.

По мнению эксперта Аналитического центра при правительстве РФ Александра Курдина, в новых обстоятельствах особое значение приобретают различные механизмы для преодоления действующих санкций против обеих стран - возможности своповых поставок (через посредников), замещения санкционных товаров, перенаправления поставок - как при торговле нефтью и газом, так и при закупках необходимого оборудования. Также эксперт отмечает, что еще одним направлением сотрудничества России и Ирана станет атомная энергетика. Наша страна активно участвует в возведении и обслуживании объектов атомной энергетики в Иране - речь идет об АЭС Бушер.

Не окажется незамеченным такой альянс и в странах АТР, и едва ли они его активно поддержат. Сейчас Китай и Индия импортируют иранскую и российскую нефть со скидками, но если отечественные компании и NIOC согласуют свои действия, то дисконт на такие поставки можно будет серьезно уменьшить.