Такой дебютантский посыл в принципе очень созвучен этому феноменальному сочинению Петра Ильича, если вспомнить, что великий композитор создавал по мотивам одноименного романа Пушкина вовсе не гранд-оперу, а "лирические сцены" для студенчества. Чайковский писал: "Я ищу интимную, но сильную драму..." Другое дело, что из-под его пера вышел настоящий шедевр, познавший к сегодняшнему дню сотни интерпретаций, иные из которых стали лучшими страницами истории мирового музыкального театра. И ныне оставаться в рамках и на уровне студийного прочтения "Евгения Онегина" на подмостках серьезного театра просто нереально.
Спектакль сделан очень атмосферно и стильно; в его воздухе разлит сплин провинциальной жизни, описанный не только Пушкиным, но и Чеховым, и Горьким. Но если наряды от Ивана Складчикова - это будто модное дефиле, порой не без греха избыточной красоты и дороговизны, то сценография - точная и "действенная", вступающая на режиссерскую территорию. Так, третье действие строится вокруг гигантских хрустальных люстр. С мелодичного перезвона их подвесок, собственно, и начинается финальный петербургский акт. Люстры эти спущены на пол, лежат на боку, создавая ощущение всеобщей поверженности и невозможности счастливой развязки. Градус трагического напряжения только повышают будто бы смешные танцевальные номера лакеев - с подносами и стульями (хореограф Рамуне Ходоркайте).
Ахиллесова пята постановки - музыкальная часть. Приглашенный дирижер Азат Шахмухаметов пока еще в поиске диалога и с оркестром, и с певцами, а главное, понимания и собственного отношения к Чайковскому. На премьере под его дирижерской палочкой ноты отказывались становиться музыкой. При этом хор (главный хормейстер - Александр Алексеев) работал виртуозно, на высочайшем уровне во всех, как правило, крайне сложных мизансценах.
У солистов получился пестрый ансамбль. Дамы - Ларина (Любовь Буторина/Катерина Лейше), Филиппьевна (Татьяна Никанорова/Татьяна Мамедова), Ольга (Екатерина Куликова/ Назгуль Ибрагимова) в целом проявили себя вокально и сильнее, и ярче своих кавалеров: Трике (Алим Каюмов/Айдар Хайруллин, создавший запоминающийся, совсем непроходной образ), Ленский (Ильгам Валиев / Владимир Орфеев). Генеральская партия князя Гремина досталась дуайену труппы Геннадию Родионову и художественному руководителю Башкирского театра знаменитому басу Аскару Абдразакову, которого зал встречает с неизменным восторгом.
Что касается исполнителей самых важных партий, то титульная роль у баритона Яна Лейше оказалась и вокально неточной, и недостаточно харизматичной для того, чтобы быть в центре и причиной таких судьбоносных коллизий. А вот Татьяна Галины Чеплаковой, приглашенной из театра "Астана Опера", стала главным событием этой премьеры. Почти безупречное пение, музыкальность и редкое актерское дарование создали трогательный, но очень непростой, многослойный образ. Ее Татьяна, которую, как известно, Чайковский любил много больше других героев своей оперы, женщина с сильным характером. Она хотела научиться любить по-настоящему, но ей не дали...
И хотя спектакль поставлен длинно - с двумя долгими антрактами, публика в паузах и в финале совсем не торопится в буфет или по домам. Как загипнотизированная, она наблюдает за тем, как волнительно и абсолютно беззащитно, уже оставшись без музыки, герои, будто нехотя, уходят в темноту вечности.
СПРАВКА "РГ"
Мировая премьера оперы "Евгений Онегин" состоялась в марте 1879 года на сцене Малого театра в Москве. Для Башкирского театра оперы и балета - это восьмое обращение к одной из самых значимых и знаменитых русских опер. Впервые "Евгений Онегин" появился на берегах реки Белой в 1939 году вскоре после открытия театра, а в 1953 году, что примечательно, в Уфу в качестве режиссера-постановщика был приглашен великий тенор Сергей Лемешев.