Все это мы уже наблюдаем на примере Британии. Премьер Борис Джонсон, которого в России считают едва ли не главным провокатором в российско-украинском конфликте, с высокой вероятностью сдаст власть не менее одиозному преемнику. Сегодня о том, что нынешний министр иностранных дел Лиз Трасс неизбежно выиграет гонку за место на Даунинг-стрит у бывшего главы казначейства Риши Сунака не рассуждает только ленивый. Вряд ли СМИ и эксперты настолько сильно ошибаются в прогнозах. А это означает, что никаких перемен в отношениях Лондона и Киева ждать не приходится. Напротив, Трасс, которая, как пишут аналитики, во всем демонстративно копирует своего кумира Маргарет Тэтчер, может оказаться еще большим критиком Москвы, чем Джонсон. Но при этом у нее есть нереализованные амбиции и желание с чем-то большим войти в историю, чем катание на натовском танке в Эстонии поблизости от российских границ. К слову, при Тэтчер в 1982 году произошла военная схватка Аргентины с Британией за Фолклендские острова.
Притянутым за уши к украинским событиям видится и недавняя отставка премьера Эстонии Каи Каллас. Во-первых, потому что она уже получила новый мандат на создание правительственной коалиции. А, во-вторых, ее короткий уход с поста имел сугубо тактический смысл - укрепить поддержку кабинета со стороны депутатского корпуса. Ни о каком отказе от антироссийского курса речь тут вообще не шла.
Недавно покинувший пост премьер Болгарии Кирилл Петков не был смещен за свою поддержку Киева. Тут опять же сыграли роль внутриполитические факторы - главу правительства обвинили в неспособности победить коррупцию и ошибках в экономической политике. Перед уходом с поста Петков устроил грандиозное по провокативности шоу, выслав 70 сотрудников российского посольства в Софии. Петков ушел, но публичных признаков, что Болгария при его преемнике сменит русофобский курс и вернется к нормализации дипотношений с Москвой, не просматривается.
Мелькающие время от времени комментарии экспертов о скором уходе в отставку канцлера Германии Олафа Шольца из-за украинских событий также выглядят гипотетическими домыслами. Немцы действительно переходят на режим жесткой экономии энергоносителей, капитаны промышленности действительно предупреждают о грозящих трудностях в связи с разрывом экономических отношений с Москвой. Но все это больше напоминает раздраженное ворчание на внутренней "кухне" и пока всерьез не сказывается на внешнеполитическом курсе Берлина. Во всяком случае, ситуация далека от той точки кипения, при которой народные массы припрут правительство Шольца к стенке, чтобы то вспомнило об интересах ФРГ и отказалось обслуживать интересы американские.
Как и в случае с Джонсоном, Драги или Петковым нет признаков, что на смену Шольцу придет национально ориентированный лидер из той же "Альтернативы для Германии". А не, скажем, нынешний министр иностранных дел Анналена Бербок, чьи "зеленые" взгляды не мешают ей добиваться масштабных поставок немецкого оружия Киеву. На ее фоне даже Шольц выглядит умеренным политиком.
Так что о нынешних кадровых подвижках в европейском закулисье, к сожалению, можно говорить как о переменах от "плохого к худшему" в отношении России. Расчеты на быстрый приход к власти европейских лидеров, которые перестанут разорять свои страны в интересах Вашингтона и Украины, выглядят чрезмерно оптимистичными.