Начнем с того, что само понятие "органические продукты" (экологические чистые, при производстве которых соблюдается ряд норм, в том числе использование натуральной упаковки, хранение и транспортировка отдельно от неорганических и т. п.) официально появилось в России всего два с половиной года назад. Соответствующий закон вступил в силу в январе 2020-го. Но и за такое короткое время отечественный рынок органической продукции сделал серьезный рывок. По мнению замруководителя Роскачества Елены Саратцевой, сегодня это один из самых динамично развивающихся секторов АПК, который ежегодно прирастает на десять-двенадцать процентов даже в условиях экономического кризиса.
- За два с половиной года число сертифицированных производителей органики увеличилось более чем в пять раз: с 20 в девяти регионах до 106 в 42 регионах, - отметила она. - Но доля органических продуктов в общем объеме пищевой продукции пока составляет всего 0,2 процента. Это мало, поэтому была разработана стратегия развития рынка органической продукции в России, которая предусматривает увеличение ее доли с 0,2 до более одного процента. А для этого нужно, чтобы рынок прирастал не на 10-12, а на 20-40 процентов по объемам потребления и на двадцать процентов по площади земель, отведенных под выращивание органической продукции.
Стратегия предусматривает целый комплекс мер поддержки отрасли, в том числе создание кластеров, где будет сосредоточена вся необходимая для производителей инфраструктура - логистика, сертификация, образование. И Алтайский край - один из тех регионов, где планируют организовать такой кластер.
- У нашего региона есть все возможности для развития органического производства, - уверен глава Алтайпищепрома Александр Большаков. - Продукция под брендом "Алтай" многими потребителями не только у нас в стране, но и за рубежом традиционно воспринимается как экологически чистая. По нашим оценкам, около сорока процентов производимых в крае пищевых продуктов сегодня уже соответствует требованиям, предъявляемым к "зеленой" продукции. Поэтому нужно их сертифицировать и продвигать на рынке именно как органические, ведь такие продукты имеют более высокие потребительские качества и более высокую добавленную стоимость. Но пока этот процесс в крае идет медленно. Чтобы его ускорить, нужна господдержка в льготном кредитовании и в продвижении на рынке.
Более семидесяти процентов производителей органики - это малый и средний бизнес. Фермерам и небольшим хозяйствам не всегда по силам сертификационные расходы. Поэтому Рос-качество ввело льготную сертификацию для субъектов МСП: за саму услугу платить не надо, только за проезд экспертов к месту проведения исследований и стоимость лабораторных испытаний.
- На "Дне сибирского поля" мы заключили с Алтайским аграрным госуниверситетом соглашение о сотрудничестве, и теперь специалисты АГАУ будут в Алтайском крае проводить исследования, что удешевит процедуру сертификации, - подчеркнула представитель Роскачества. - А фонд "Органика", созданный Россельхзбанком, недавно учредил гранты, которые полностью компенсируют сертификационные расходы.
Кроме того, для защиты своих производителей Россия ввела обязательную сертификацию всей ввозимой из-за рубежа органики, даже имеющей европейскую или иную сертификацию. Тем более что случаи недобросовестной конкуренции Роскачество уже не раз выявляло.
По мнению председателя правления Союза органического земледелия России Сергея Коршунова, скоро большинство фермеров поймет, что конкурировать с крупными агрохолдингами можно, только предлагая органическую продукцию. Ведь потребители изначально воспринимают фермерские продукты как более натуральные. Главное - подтвердить это сертификатом. Но пока многие аграрии в Алтайском крае сомневаются, смогут ли они заниматься "зеленым" сельским хозяйством. Их беспокоят два вопроса: как вырастить органическое зерно и кому его потом продать по цене выше рыночной. Ответ на первый - как вырастить зерно без минеральных удобрений, как бороться с сорняками, болезнями и вредителями без ядохимикатов - знают ученые, агрономы, опытные сельхозпроизводители.
- При подготовке студентов мы даем им знания об органических удобрениях и безвредных биопрепаратах защиты растений, которые пригодны для ведения органического земледелия, - рассказал ректор Алтайского аграрного университета Николай Колпаков. - Но этого, конечно, недостаточно, поэтому мы сейчас готовим программы дополнительного образования под конкретные заказы сельхозпроизводителей. Также наши ученые разрабатывают эффективные технологии ведения органического сельхозпроизводства, создают органические удобрения и биодобавки. Небольшие хозяйства и фермеры, имея меньший, чем у крупных хозяйств, объем валовой продукции, могут тщательнее следить за ее качеством, за соблюдением всех "зеленых" стандартов. При этом выручка у них будет сопоставима с объемами крупных хозяйств в пересчете на гектар пашни.
Более сложный вопрос - сбыт. Как и кому продавать органические продукты? По словам Игоря Пляко, руководителя хозяйства, занимающегося производством и реализацией органической крупы в Алтайском крае с 2005 года, вырастить качественную органику - не проблема, а вот выгодно продать, чтобы получить хорошую прибыль, трудно.
- Думали, что если получим сертификат органической продукции, станет проще с продажами, однако этого не произошло. Интерес к органике есть, но мало кто дает хорошую цену. Сейчас планируем открыть свою точку продаж в городе Бийске и пригласить к сотрудничеству другие фермерские хозяйства региона на принципах кооперации, - отметил он.
- Есть два пути продаж. Первый - это сдать сертифицированную продукцию переработчикам, которые занимаются органикой, а такие есть и в Алтайском крае, - подчеркнул волонтер органического движения Роман Рыжаков. - Ведь при среднерыночной цене пшеницы третьего класса 16-17 рублей за килограмм они выставляют расфасованное органическое зерно по 75 рублей за килограмм и выше. Но более рентабельный для производителей способ реализации - самим выходить на рынок. Для этого надо создать свой бренд, организовать мелкую фасовку, логистику и зайти в социальные сети, маркетплейсы, на онлайн-площадки органической продукции. Собственный магазин, реальный или виртуальный, открывать не обязательно. Можно предлагать и на экспорт - Казахстан, Китай, Ближний Восток. Пока конкуренции на рынке органической продукции в стране почти нет.
Елена Саратцева, заместитель руководителя Роскачества:
- Для развития рынка органической продукции в России очень важно, чтобы потребители знали о ее свойствах и умели выбирать. Опросы показывают, что 82 процента потребителей готовы приобретать органическую продукцию, но не все могут найти и идентифицировать настоящую органику и отличить ее от "серой" продукции. Очень часто потребителей вводят в заблуждения слова "эко", "био", "органик" на упаковке. Но сегодня в Госдуму уже внесен законопроект, который приравнивает все эти слова как обозначение органической продукции. Их смогут использовать только сертифицированные производители. Конечно, нужно пропагандировать и наш российский знак органической продукции, чтобы люди знали его как своеобразную гарантию качества.