21.07.2022 09:21
    Поделиться

    Как тюменская молодежь развивает туризм

    Этим летом в организованных турах побывают около 40 тысяч россиян от 16 до 35 лет. Более 10 тысяч из них - участники федеральной программы молодежного и студенческого туризма, которую продвигают с помощью вузов, остальные - участники проекта "Больше, чем путешествие" платформы АНО "Россия - страна возможностей". Не так уж много на страну, где, по официальной статистике, живет более 39 миллионов молодых людей.
    Для молодежи в путешествии важен не комфорт, а хорошая компания и интересная программа.
    Для молодежи в путешествии важен не комфорт, а хорошая компания и интересная программа. / Татьяна Андреева/РГ

    Специальные маршруты для них начали придумывать и продвигать еще в 2016 году. Правда, как отмечают эксперты, весьма осторожно, даже вяло. В прошлом году ситуация стала меняться. Как бы странно ни звучало, "благодаря" коронавирусу: не имея возможности пересечь границы, выпускники школ, студенты и работающая молодежь обратили внимание на соседние регионы. Побывав на первом всероссийском форуме по созданию турпродуктов студентами для студентов "Свои на Туре", корреспондент "РГ" выяснил, что сейчас происходит с этой сферой, насколько она перспективна и почему профессионалы советуют начинающим разработчикам экскурсий снять розовые очки.

    Все виды туризма в стране, кроме молодежного, развиваются при поддержке региональных правительств, а этот - только за счет грантов

    Чтобы провести трехдневный нетворкинг, организаторам (это welcome-центр Тюменского госуниверситета) и самим нужно было выиграть грант от Росмолодежи. На форум суммарно потрачено 2,5 миллиона рублей, почти половина этой суммы - помощь федерального агентства, остальное - средства вуза и партнеров. Чтобы попасть на мероприятие в Тюмени, студенты заполняли заявки на платформе "Молодежь России". Из 125 желающих приглашение получили 70 - представители 38 университетов из 27 регионов. Кто-то приехал с готовыми кейсами, кто-то придумал их после общения со сверстниками и мастер-классов приглашенных экспертов. Итогом встречи стали профессиональные обзоры проектов: какие-то можно доработать и реализовать на спецгрант, а за некоторые вовсе не стоит браться.

    Студенты из Ярославля презентовали "Зинфест" - мероприятие, ориентированное на знакомство жителей соседних городов с молодежными инициативами областной столицы с продвижением культуры комиксов.

    - С одной стороны, хорошо, что вы не бежите в Москву и Петербург, а желаете поднять престиж родного региона. С другой - однодневным фестивалем молодежный туризм не вытянешь, нужно включать дополнительные механизмы, - прокомментировала выступление команды Ксения Зокирова, курирующий менеджер федерального Центра молодежного туризма (ЦМТ).

    Нижегородцы предлагают сверстникам участвовать в онлайн-марафоне по истории страны. Победители получат путевки в город на Волге, а знакомиться с ним будут через местные ремесла. Команда из Санкт-Петербурга придумала учить новичков азам спортивного туризма в палаточном лагере в Ленобласти. Бизнес-план у парней весьма приблизительный, но азарт небывалый. Группа РУДН из Москвы ратует за экотуризм: пусть студенты ездят по стране - чистят набережные, высаживают деревья. Курган продвигает загородный квест на основе историй ссыльных декабристов.

    - У нас 20 музеев, но молодежи в них неинтересно. Хотим запустить свой проект с элементами мистики: это нравится школьникам и студентам. Первые пять квестов - бесплатные, для анализа продукта. Если тема "зайдет", поставим дело на коммерческие рельсы. Поможет ассоциация студенческих патриотических клубов, - заявила представитель Курганского госуниверситета.

    Любопытный проект представил УрФУ - молодежный лагерь "Нет проблем", где студентов выведут из депрессии, восстановят после стресса.

    - Тренинги и мастер-классы в атмосфере летнего детского лагеря будут проводить вузовские преподаватели, аспиранты и студенты старших курсов. Благодаря опросам и подкастам в соцсетях поняли, что это очень перспективное направление, - рассказала студентка Софья Сирина.

    - Есть интересные ребята с толковыми предложениями, - оценила идеи участников форума основательница тюменского бюро экскурсий и путешествий Марина Сафина. - Омск желает делать маршрут на основе биографии Федора Достоевского. К работе можно смело привлекать музейных сотрудников. Посоветовала им выстраивать отношения с соседними регионами - это нужно делать заранее, а не после старта. Ярославль приглядывается к костюмированным экскурсиям. Классических много, а иммерсивных у них нет, хотя история города богатейшая… Севастополь, скорее всего, вспомнит про князя Льва Голицына, основоположника виноделия в Крыму. Идеи же на поверхности лежат! В Тюмени маршруты в образах развиваются около пяти лет, причем придумалось это спонтанно - хотели подвинуть маститых экскурсоводов, запомниться гостям. Переоделись - людям понравилось. Хорошие продукты получатся в соавторстве со студентами творческих вузов. Уверена, что иммерсивность - новая волна во всех направлениях туризма, от событийного и молодежного до сельского. А вот походы и сплавы требуют не только колоссальной подготовки, но и в первую очередь лицензии. Поэтому авторов таких идей я бы предостерегла от фантазий.

    Замруководителя трэвел-офиса ЦМТ Владислав Кожевников уверен, что одно из перспективных направлений молодежного туризма - экологическое.

    - Это подтверждают участники федерального проекта "Больше, чем путешествие". С сентября 2021-го по сентябрь 2022-го суммарно охватим свыше 50 тысяч человек из 72 регионов. Наш офис как центр компетенций отвечает за наполнение маршрутов - их уже 370. Ребята ездят по стране за счет федеральной субсидии, учатся, отдыхают. В Тюмени популярны визиты к легендарным резчикам по дереву Шитовым, в Тобольске - профориентационное посещение площадки СИБУРа. Многие помогают в благоустройстве территорий. Туризм с экологической приставкой - потребность современной молодежи. Это вызывает уважение. Погулять по незнакомому городу может каждый, а сделать для него что-то полезное сложнее, - считает Кожевников.

    По мнению эксперта, чтобы создать успешный турпродукт в регионе, нужно досконально знать тему, которой он будет посвящен, в данном случае - от истоков до современности. Тюменка Сафина добавляет к его словам свои наблюдения: все виды туризма в стране, кроме молодежного, развиваются при поддержке региональных правительств, а этот - только за счет грантов.

    - Авторы проектов будто в розовых очках ходят: "Все же бесплатно! " - радуются они. Цифры у многих с потолка. Между мечтой и реальностью - большой разрыв. Все на чистом альтруизме. Причем они уверены, что опытные архитекторы, экологи, историки, краеведы, профессиональные актеры и экскурсоводы с радостью включатся в молодежные проекты. Скорее всего, никто с ними еще не обсуждал мотивацию. Бесплатно - это пока есть гранты, пока сами они студенты и относятся к welcome-центрам при вузах. Когда ребята получат дипломы, халява тут же закончится, а зарабатывать они не научились. Им придется самостоятельно искать меценатов или же на полной скорости включать "режим предпринимателя", - резюмировала Марина Сафина.

    Показательный пример того, о чем речь, - работа welcome-центра ТюмГУ (такие открывали в вузах с 2016 года). Гуманитарная девчачья команда из 11 человек, которая, собственно, выиграла деньги и на проведение форума "Свои на Туре", работает на общественных началах.

    - За мистическую экскурсию по Тюмени и путешествие "Welcome, Сибирь!" в Тобольск, осуществляемые на гранты, зарплату не получаем - оттачиваем мастерство, тренируем навыки, что уже немало, - уточняет руководитель центра Алина Теплякова.

    Но, для того чтобы обеспечить проекту будущее, этого явно недостаточно.

    Поделиться