В Уфе открылась выставка "отца русского футуризма" Давида Бурлюка

В Башкирском государственном художественном музее имени М.В. Нестерова открылась выставка "Давид Бурлюк. Цвет и фактура. Традиция и эксперимент". Произошло это в день 140-летия "отца русского авангарда", блестящего поэта, основателя многих новаторских объединений, художественных группировок.
Гульназ Данилова

Выставка стала центральным событием трехдневного Всероссийского фестиваля "Русское зарубежье. Города и лица", который путешествует по России. Сначала он побывал в Нижнем Новгороде, после Уфы отправится в Таганрог, Владивосток и Севастополь.

- Для нас важно возвращать наследие русского зарубежья, а русским зарубежьем мы называем всех людей, которые выросли, получили образование в Российской империи, Советском Союзе, затем вследствие разных обстоятельств уехали за рубеж и внесли вклад в развитие мировой науки и культуры. В сотрудничестве с местными музеями, галереями, экспертами, учеными мы составляем индивидуальную программу для каждого города, основываясь на его истории. С Уфой связаны такие имена, как Сергей Довлатов, Рудольф Нуреев, Давид Бурлюк, Федор Шаляпин и другие, - рассказала руководитель Фонда наследия русского зарубежья (Москва) Елена Чернышкова. - Нам хотелось бы привлечь внимание широкой публики к этим прекрасным людям. Чтобы через знакомство с их судьбой, личными историями наши современники изучали историю своего родного края, страны, которая является важной частью мировой культуры, осознали значимость истории Уфы в истории русского зарубежья.

В программу фестиваля, в котором наряду с Нестеровским музеем участвуют Музей истории Уфы, центральная городская библиотека, Уфимское отделение Шаляпинского центра, вошли поэтическая композиция из стихов Давида Бурлюка в исполнении заслуженного артиста РБ Юрия Зайца, лекции, концерты с участием артистов молодежной оперной программы Большого театра России, спектакль-променад "Берега", просмотр фильма о Бурлюке, выставка книг, переданная в дар Фондом наследия русского зарубежья.

Экспозицию выставки "Давид Бурлюк. Цвет и фактура. Традиция и эксперимент" составили не только картины и акварель художника, но и многочисленные журналы, присланные им в Уфу друзьям-художникам, различные издания, посвященные его жизни и творчеству. На вернисаже состоялась и первая публикация акварели Бурлюка "Берег моря".

Фото: Гульназ Данилова

- Уфимская коллекция произведений Давида Бурлюка - самая крупная в музейном сообществе России. Всего в Уфе 52 произведения, 39 из них - собственность Нестеровского музея, остальное - Национального музея РБ. На выставке представлена практически вся коллекция, за исключением одного произведения, которое требует реставрации.

Фото: Гульназ Данилова

Помимо этого экспонируются две работы Бурлюка американского периода из частных коллекций директора галереи "Арт-мост" (Самара, Москва) Вячеслава Тишина и Евгения Дубина (Москва). Всего на выставке - четыре произведения, написанные Бурлюком, когда он уже жил в Америке. Одно из них преподнес в дар знаменитый уроженец Уфы маэстро Владимир Спиваков, - сообщила куратор выставки, заместитель директора Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова искусствовед Светлана Игнатенко.

Фото: Гульназ Данилова

Давид Бурлюк сыграл колоссальную роль в истории профессионального изобразительного искусства Башкирии. В 1915 -1918 годах он жил в селе Иглино со своей семьей - женой Марией, которая была его единственной натурщицей, и сыновьями Давидом и Никитой. Почему здесь? Существует версия, что у Еленевских, то есть родни жены, в Башкирии был дом или имение. Мама Людмила Михневич поселилась в деревне Буздяк. И вот эта прямая - Иглино - Буздяк стала для него открытием Башкирии. Он много ездил, был в восторге от того, что увидел.

Фото: Гульназ Данилова

В 1918 году Давид Бурлюк отправился в длительное транссибирское турне, два года жил в Японии, а 1 сентября 1922 года ступил на землю Америки - элегантно, шумно и очень бурлесково. Он был в золотом жилете, с серьгой в ухе. Все смотрели на него, воспринимая как нечто фантастическое и ждали чего-то необычного.

Фото: Гульназ Данилова

Но все начиналось здесь, в 1915 году. Башкирское профессиональное искусство только формировалось. А Бурлюк учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, откуда его в феврале 1914 года изгнали вместе с Владимиром Маяковским за то, что они раскрасили торец дома на Тверской улице кубофутуристической композицией. Академический совет училища пережить этого не мог.

Фото: Гульназ Данилова

Бурлюк, приехавший из Европы, читал лекции местным художникам, у него был волшебный фонарь (диаскоп), с его помощью он демонстрировал картины (слайды), рассказывал о новейших течениях в искусстве. Он собирал из домов уфимской знати, купечества картины и показывал их в ретроспективных выставках. Это было впервые. Также он был первым, кто ввел в башкирское изобразительное искусство тему цветения, столь любимую нашими художниками.

Фото: Гульназ Данилова

Бурлюк становится членом Уфимского художественного кружка, участвует в трех его выставках, будоражит жизнь Уфы. Активно экспонируется в Москве и Петербурге.

За ним не следили, не вызывали никуда, он много ездил. И тем не менее обстановка складывалась так, что в 1918 году он вынужден был уехать.

В Башкирии он создал 200 произведений и забрал некоторые, уезжая отсюда. Но то, что осталось, поступило в музей из Уфимской художественной студии и деревни Буздяк. Удивительно, но в деревне эти произведения хранили!

Фото: Гульназ Данилова

То, что картины были в Уфимской художественной студии, говорит о том, что там он, очевидно, реализовал свой опыт педагога. Известно, что Бурлюк владел художественной школой в Петербурге и у него были талантливые ученики.

Есть в экспозиции работа омского периода, связывающего Башкирию и Сибирь. В 1915 году в Уфе Давид Бурлюк познакомился с врачом Владимиром Ишерским, страстным любителем живописи, и подружился с ним.

Фото: Гульназ Данилова

Одна стена в доме Ишерского была увешана работами Бурлюка, причем это были реалистические пейзажи и кубофутуристические композиции. Когда художник приехал в Омск, то жил там на правах старинного друга в доме тещи Ишерского и написал маленький пейзажный этюд "У реки", который подарил дочери Владимира Ивановича Елизавете. Эту работу в 1979 году она подарила Нестеровскому музею.

На выставке много картин, на которых изображены жители Башкирии. Давид Бурлюк первым в изобразительном искусстве республики зафиксировал типы того народа, который он полюбил всей душой. Иначе разве бы он присылал в Башкирию журналы, книги с уникальными автографами? Таких, кстати, ни в одном другом музее нет.

Фото: Гульназ Данилова

Во времена "холодной войны" в адрес других музеев Бурлюк писал, что в отличие от "башкирцев", так он называл уфимский музей, его работы нигде не показывают.

Проходя от картины к картине, посетители видят, насколько разным было творческое самовыражение художника. Светлана Игнатенко говорит по этому поводу:

- Эрик Голлербах, один из первых исследователей искусства Давида Бурлюка, заметил: "Сопоставляя разные по характеру работы Бурлюка, какой-нибудь педант мог бы, вероятно, "уличить" художника в вопиющих противоречиях. В ответ на это Бурлюк мог бы с великолепным спокойствием ответить словами Уолта Уитмена: "Ну что же - я вместителен настолько, что совместить могу противоречия". Пафосно, немножко эпатажно, но это сущая правда.