В Тюмени открылась выставка картин "про Родину и то, что ее окружает"

На открытии персональной экспозиции, подводящей черту собственному 75-летию и 55-летию творческой жизни, тюменского художника Бориса Паромова было не остановить - наскучался во время пандемии. "Когда он поднимает такие темы, как сейчас, ему хочется диалога со зрителями", - объяснила первая муза мастера, искусствовед Наталья Паромова.
Ирина Комарова/РГ

Темы, действительно, "такие" - серьезные, с философским шлейфом. Про свет и тьму, жизнь и смерть, предначертание и свободный полет, добро и зло, созидание и разрушение, Родину и то, что ее окружает, бывший пограничник знает лучше всех. Противостояние. Оно и есть. И без зазоров вошло в пригласительную афишу вернисажа.

- На выставки обычно кто ходит? Женщины. А у меня она получилась какая-то не дамская и не мадамская. Лирики нет совершенно. Тут про другое, - торопится рассказать Борис Иванович. - Вы спросите: зачем тогда я это сделал? Потому что волнуют подобные нюансы. Где начало того конца, которым оканчивается начало? Где начинается тепло и кончается холод? Вот так!

Большую часть из четырех десятков картин Паромов написал в пандемию (первоначально собирался объединить их названием "Живопись локдауна", да передумал). Работал дома, потому что тюменское отделение Союза художников России (СХР), где у него мастерская, было закрыто по предписанию. Видимо, сказалась всемирная ситуация, к ней прилипла собственная чувствительность по поводу происходящего. Три работы мастер сопроводил аннотациями (прежде чем смотреть, надо почитать, вникнуть, примериться), остальные выведены в свет, как есть.

Самое большое полотно экспозиции - про героев песен народного артиста Советского Союза Юрия Гуляева, которого страна любила за душевный голос. Тот, если помните, пел "На безымянной высоте", "Знаете, каким он парнем был", "Орлята учатся летать", "Усталая подлодка". В центре картины - сам Юрий Александрович, будто спешащий куда-то. На концерт ли? К поклонникам, может? Посетители тюменского зала СХР даже не догадываются, что под слоем краски три других сюжета.

- Ни от одной картины не откажусь, даже от неудачной, даже если запишу поверху, - заметил мастер.

…В 70-е годы Паромов называли лидером "молодежного искусства". Он участвовал в первой мощной выставке "Молодость России" в Москве, долго работал на академической даче Репина, был вольнослушателем института живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде, десять лет преподавал в тюменской ДХШ имени Митинского. За 55 лет Борис Иванович создал более тысячи полотен. Достойнейшим образом воспитал сына (Алексей расписывает православные храмы, сейчас работает над таким в поселке Каргополье Курганской области). Создал крепкий союз с женой, которая и хвалит, и кормит.

Но есть одно "но". Это на поверхности у мастера все крепко-гладко, над ним нет начальников, у него нет подчиненных… Талантливый, сверхработоспособный на восьмом десятке лет. В кулуарах Паромов называет себя изгоем. С избранными делится, что холстов много, но подготовить их к выставке нереально дорого, поэтому приходится собирать везде и всюду плинтуса и двери от шкафов, чтобы сколачивать рамы.

- Да, в принципе, это неважно. Главное ведь результат, - размышляет художник.

Результатом в этом году может гордиться и хвастаться: после СХР в начале сентября картины переедут в Тюменский драмтеатр, а в ноябре уже в музейный комплекс Словцова. На каждой новой площадке к костяку добавят другие, разбавив "Противостояние" и лирикой, и любовью, и видами Тюмени.