22.07.2022 12:17

Ученые в ряде стран стали лечить онкологических пациентов фекалиями

Ряд онкологических центров США, Канады и Израиля в порядке эксперимента стал применять донорский микробиом для лечения онкологических заболеваний. Несколько пациентов уже вылечились таким способом от рака, но пока ученые не могут точно определить эффективность новой методики. Это следует из публикации в журнале Nature.

При фекальной трансплантации, отмечается в публикации, очень большую роль играет подбор донора. Им может стать лишь один из 40 человек.

В ходе исследования, проведенного израильскими учеными, донором стал мужчина, который несколько лет назад вылечился от меланомы. Ремиссия оказалась стойкой и ученые предложили мужчине сдать свои фекалии для других пациентов. Мужчина согласился, в течение полутора часов после получения материала от донора, партию доставили в лабораторию, проверили на наличие патогенов, пропустили через центрифугу, гомогенизировали, просеили и получили очищенный микробный бульон, который впоследствии упаковали в капсулы и отдали пациентам, которым не помогала иммунотерапия.

Всего в исследовании принимало участие 26 человек. Треть из них пошли на поправку после начала приема капсул. Эта методика пока является довольно экзотической, хоть и широко обсуждается в научном сообществе. Всего в мире капсулы с донорским микробиомом в дополнении к традиционным методам лечения онкологических заболеваний получают от 50 до 100 человек.

То, что капсулы многим помогают, вызывает оптимизм у ученых. Но пока неизвестно, какой именно механизм задействован в этом процессе. Так, онкологи из Чикагского университета установили, что баланс кишечных микробов у мышей определяет, как грызуны реагируют на тот или иной вид иммунотерапии.

В исследовании, проведенном в США UPMC и Национальным институтом рака в Бетесде, штат Мэриленд, приняли участие 16 человек с метастатической меланомой. У всех участников испытаний рак прогрессировал после иммунотерапии. Материал сдавали семь доноров, у которых был стойкий ответ на иммунотерапию меланомы. Из 16 участников испытаний у шести начались улучшения. Правда, в ходе исследования ученые не нашли прямой связи между улучшением состояния и донорским микробиомом. В Канаде в исследовании приняли участие 20 человек с прогрессирующей меланомой. После применения капсул с микробиомом и иммунотерапии у трех человек наблюдался полный ответ, у 13 - частичный ответ, еще у троих состояние не изменилось.

Эффект от применения микробиома может быть обусловлен тем, что люди возлагают на него большие надежды. То есть, включается эффект Плацебо.

Пока одни специалисты изучают результаты процедур, другие анализируют, как донорам сделать свой микробиом более полезным для пациентов. Ученые еще не нашли ответ на вопрос, стоит ли донорам садиться на диету. Также открыт вопрос: если донорский микробиом оказывает положительное влияние на пациентов, то сколько времени длится эффект? Ну а если методика действительно работает, то как наладить производство необходимого количества материала? Ученые не исключают, что если польза микробиома будет доказана, то при лечении могут использовать и бактерии, выращенные в лаборатории.