Музей называется "Подвижник веры Христовой - иерей Василий Гундяев". Он расположен в доме, где в начале XX века жили железнодорожники, дед Святейшего Патриарха жил здесь, поскольку работал механиком-машинистом.
Дореволюционная мебель, домашняя утварь, старинный тульский самовар, подаренный музею известным коллекционером воссоздают обстановку прошлых лет.
Первый зал музея посвящен семье Гундяевых. Биографии, фоторепродукции документов, здесь можно увидеть "Свидетельство машиниста" Василия Гундяева (аналог современного профессионального удостоверения) и его супруги (женам железнодорожников их тоже выдавали), метрики о рождении детей.
Встреча Василия Степановича и его малолетнего сына со святым праведным Иоанном Кронштадтским - реальный факт биографии - запечатлена на висящей в музее картине.
Необычный экспонат - вырезка статьи из газеты "Безбожник" за 1929 год под названием "Дети машиниста Гундяева". Ее автор утверждает, что в школе они ведут себя грубо, говорят, что власть скоро переменится, а их отец на собрании родителей утверждал, что Бог есть. После этой публикации последовал арест Василия Степановича.
Есть в экспозиции и копии следственных дел будущего иерея Василия, а также образцы священнических облачений и личные вещи патриарха Кирилла.
Для пошитой в нижегородском епархиальном ателье формы машиниста в антикварных магазинах была приобретена амуниция - пуговицы, кокарда и прочие знаки отличия форменного костюма железнодорожника конца XIX - начала XX веков.
Второй зал музея посвящен истории города Лукоянова, его храмов и монастырей, гонений на верующих, начавшихся после революции. В нем рассказывается об истории Тихоновского Лукояновского женского монастыря и Покровского собора города.
Специальная экспозиция посвящена изъятию государством церковных ценностей.
В начале XX века дед Святейшего Патриарха Кирилла Василий Степанович Гундяев (1878-1969) работал в Лукоянове механиком-машинистом на Московско-Казанской железной дороге. Родился он в селе Оброчное, которое в дореволюционный период входило в состав Лукояновского уезда.
В семье Василия Степановича и Прасковьи Ивановны Гундяевых воспитывалось семеро детей: четыре дочери, два сына и приемная девочка-сирота. В их доме была большая библиотека святоотеческой, богословской, философской и классической литературы. Василий Степанович был человеком глубоко верующим, постоянно жертвовал на храмы и монастыри, в том числе находящиеся на Святой Горе Афон.
После революции 1917 года Василий Гундяев всеми силами защищал веру и Церковь. Когда летом 1919 года у лукояновского Свято-Тихоновского монастыря были реквизированы сельскохозяйственные угодья, и обитель осталась без средств к существованию, он выступил на районном собрании железнодорожников с предложением организовать сбор средств в поддержку монастыря, он стал инициатором создания прихода при монастырском храме, чтобы сохранить его от разграбления. В 1920-е годы Василий Степанович был одним из инициаторов создания "Союза приходов Лукояновского уезда" и членом местного епископского совета.
Василий Степанович Гундяев и его брат Григорий Степанович были активными участниками борьбы Церкви с обновленческим расколом. В 1922 году за выступления в защиту прав верующих все активные пастыри и миряне Лукоянова во главе с епископом Лукояновским Поликарпом (Тихонравовым) были арестованы по обвинению в антисоветской агитации, противодействии изъятию церковных ценностей и религиозном фанатизме. Василий Гундяев в числе первых узников был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения на пять лет. Вернувшись из ссылки, он стал заниматься спасением и сохранением православных святынь Лукоянова. Чтобы не допустить закрытия женского монастыря и уничтожения его храмов, Василий Степанович неоднократно ездил в Москву с обращениями во ВЦИК. В 1931 году он вновь был арестован и впоследствии прошел еще несколько тюрем и ссылок.
В середине 1950-х после освобождения из лагеря дед патриарха принял сан священника и более десяти лет прослужил на приходе в селе Уса-Степановка в Башкирии. Под конец своей жизни он возвратился в село Оброчное Республики Мордовия, где и был похоронен на местном кладбище.
Отец Святейшего Патриарха Кирилла Михаил Васильевич Гундяев (1907-1974) родился в Лукоянове. Учился в местной железнодорожной школе имени Георга Стефенсона. С раннего детства мечтал стать священником. После окончания школы Михаил остался жить в родном городе, чтобы проходить послушание у викарного епископа Сергия (Мельникова), который служил на Лукояновской кафедре с 1923 по 1925 годы.
Впоследствии, в 1926 году, имея твердую веру, Михаил отправился в Ленинград для поступления на Высшие богословские курсы, но окончить их не сумел: курсы закрылись. Затем его призвали в ряды Красной Армии. По возвращении в Ленинград он стал работать и учиться в Механическом техникуме. В 1934 году его арестовали за религиозные убеждения и сослали на Колыму.
В предвоенные годы Михаил Васильевич Гундяев трудился на ленинградских предприятиях, прошел путь от токаря до техника-технолога, конструктора и начальника цеха. Во время Великой Отечественной войны пережил блокаду Ленинграда, а затем был эвакуирован вместе с заводом, на котором работал, в город Горький, и до конца войны служил военным представителем на Сормовском заводе, выпускавшем танки. Вернувшись в Ленинград, в 1947 году он стал священником и служил в храме на Смоленском кладбище.