Эксперты, с которым обсуждала эту тему, прямо заявляют, что к такой ситуации привели противоправные действия должностных лиц самарской администрации, которые приняли и оплатили некачественные работы.
Разбираюсь в документах и фактах. Отбираю только нашумевшие истории. Вот, к примеру, Управление капитального строительства и строительная компания "Евроальянс" заключают контракт по берегоукреплению Куйбышевского водохранилища у села Подвалье. Объект якобы строится. С многочисленными наделками его принимают и выплачивают фирме из бюджета... 140,2 миллиона рублей. Когда его унесла весенняя вода, возбуждается судебное дело, по которому с подрядчика было взыскано... Стоп. Сколько вы думаете? Всего лишь 120 тысяч рублей штрафа. А "объект" так и остался с "повышенным риском обрушения".
Подобный сюжет не редкость. Вот, пожалуй, вишенка на тортике, о которой просто нельзя не рассказать. Пять лет назад должен был завершиться первый этап работ берегоукрепления Саратовского водохранилища в районе села Рождествено, что как раз напротив областного центра. Береговая полоса тут протяженностью около трех километров. В период половодья она постоянно обрушается, образуя уступ до восьми метров. В результате чего в потенциальную зону обрушения попадают жилые дома сотни человек и объекты инфраструктуры. Учитывая важность проблемы, в региональную программу развития водохозяйственного комплекса на укрепление здешнего берега заложили 537,3 миллиона рублей. Определили подрядчика - компанию "С.И.Т.И.", которая должна была завершить работы до 30 ноября 2017 года. Но перерезания красной ленточки так и не произошло.
Дело в том, что "С.И.Т.И.", получив солидный куш, наняла для работ субподрядчика - фирму "Стройкапитал", которая тоже, видимо, хотела подзаработать. И, согласно данным экспертизы, экономила на всем. Работы по госконтракту выполнены не в полном объеме, насыпь ниже проектных значений, материалы хуже... А потому объект начал разрушаться. Однако, обратите внимание, управление капстроительства области хотя и расторгло в 2018 году контракт с подрядчиком, приняло и оплатило его работы на 273 миллиона рублей.
На запросы "РГ" самарские чиновники реагируют спокойно. Из их ответов можно понять: да, возможно, ошиблись, передоверили, сейчас работаем над исправлением ситуации... А главное, что приходилось не раз слышать, - виновники наказаны, что еще надо... Действительно, суд признал руководителя "Стройкапитала" Дениса Зубкова виновным в мошенничестве и приговорил к четырем годам колонии общего режима за хищение бюджетных средств на сумму 112,16 миллиона рублей. Наказана и глава управления капстроительства Светлана Моравская. За "злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия" суд приговорил ее также к четырем годам лишения свободы.
Но реальные сроки заключения не меняют реального положения дел на берегу. Сегодня, чтобы закончить этот объект, нужно еще более 360 миллионов рублей. Где, вслед за Высоцким хочется спросить, деньги?
Оставлю за скобкой коррупционные моменты. Свечку не держала, за руки не ловила. Но что происходит в тени подобных подрядов, можно только догадываться по невообразимым действиям и поступкам. По мнению экспертов, все упирается в работу региональных властей, начиная от подготовки конкурсной документации до приемки объекта. Если сами аукционы и конкурсы стали более прозрачные, то подготовка документации, критерии оценки работ и контроль за исполнением оставляет желать, скажем мягко, лучшего. Члены комиссии по приемке объекта не замечают почему-то фиктивные документы и "позволяют" вводить себя в заблуждение. Строительно-технические экспертизы не назначаются, хотя только она может дать полное представление о состоянии объекта как снаружи, так и внутри...
Владимир Марин, знающий ситуацию с берегоукреплениями не понаслышке, напоминает, что подрядчик, выполнив работы, должен по гарантии в течение нескольких лет отвечать за объект, устранять выявленные недостатки. И эта схема должна применяться повсеместно.
- А чиновникам необходимо более скрупулезно подходить к составлению технического задания, прописывать в нем все детали, - говорит руководитель регионального народного фронта. - Скажем, срок существования организации-подрядчика минимум три года, что в ней работает определенное число людей, субподрядчик выполняет от силы 20 процентов работ, но никак не 90. Конечно, нужно усиливать прокурорский надзор и общественный контроль за стройками. Не помешали бы и видеокамеры, чтобы жители региона могли видеть, как движется дело, а в случае нарушений можно было бы оперативно принять меры.