В Большом театре не скрывают, что в давно, по сути, сформированную афишу пришлось вносить кардинальные изменения, поэтому и традиционное оглашение планов состоялось ни как всегда в конце апреля, а на три месяца позже, всего за пару дней до завершения уходящего сезона.
247-й сезон Большого театра откроется 14 сентября оперой Чайковского "Пиковая дама" в постановке Римаса Туминаса (в главных партиях - Юсиф Эйвазов и Анна Шаповалова, за дирижерским пультом Станислав Кочановский). А балет стартует 20 сентября "Лебединым озером".
Первой премьеру нового сезона представит балетная труппа: 30 ноября на Исторической сцене появится возобновленная "Шопениана" Михаила Фокина, над которой будут работать балетмейстеры Наталья Большакова и Вадим Гуляев. В пару к ней поставят "Большое классическое Па" из балета "Пахита" Людвига Минкуса в редакции Юрия Бурлаки (премьера состоялась Большом театре в 2008). И еще одна балетная премьера сезона - двухактный балет "Пиковая дама" на музыку Чайковского и Красавина в постановке Юрия Посохова. За последние годы хореограф представил в Большом ряд значимых мировых премьер на музыку Ильи Демуцкого: "Герой нашего времени" (2015), "Нуреев" (2017), "Чайка" (2021) и все они остаются в афише Новой сцены театра. А первое появление "Пиковой дамой" ожидаются на Исторической сценке 20 апреля 2023 года.
Первой оперной премьерой сезона 22 декабря 2022 станет "Демон" Антона Рубинштейна. Дирижер - экс-руководитель Пермской оперы Артем Абашев, режиссер - Владиславс Наставшевс, уже сделавший прежде две постановки на Камерной сцене ("Искатели жемчуга" и "Маддалена"/ "Испанский час"). "Демон" станет его первой работой на Новой сцене.
Также именно на Новой сцене запланирована еще одна оперная премьера, прежде всего, как оммаж Сергею Рахманинову в год 150-летия со дня рождения композитора. Уже совсем под занавес сезона 20 июля будет представлен вечер одноактных сочинений - "Франческа да Римини" и никогда не ставившаяся в России "Флорентийская трагедия" Александра фон Цемлинского. Режиссер - Александр Молочников (в 2019 поставил спектакль "Телефон. Медиум" по операм Менотти на Камерной сцене), за дирижерский пульт встанет дебютант Большого - Дмитрий Матвиенко, который, в частности, совсем недавно был вторым дирижером на премьере оперы "Мертвый город" Эриха Корнгольда в столичном театре "Новая Опера".
Не менее важно заметить, что в оперный репертуар Большого театра обещано возвращение весомых в художественном смысле и "Саломеи", и "Лоэнгрина", что были созданы в формате копродукции с театром "Метрополитен"-опера. "Лоэнгрин" предполагается уже в ноябре (ожидается, что заглавную партию исполнит Иван Гынгазов), а "Саломея" будет во второй части сезона. А говоря о спектаклях, запланированных в партнерстве с западными театрами, таких, например, как "Хованщина" в постановке Саймона Макберни, премьера которой должна была состояться нынешним летом, Владимир Урин подчеркнул, что зарубежные коллеги остаются на связи и не разрывают контактов. Все надеются, что большинство задуманных проектов будет реализовано, пусть и через некоторую паузу.
Главной же оперной премьерой предстоящего сезона предсказуемо станет 29 марта 2023 года "Трубадур" Верди на Исторической сцене. Режиссером-постановщиком выступит Роман Феодори, только что дебютировавший в Большом спектаклем "Линда ди Шамуни" на Камерной сцене. А вот дирижер-постановщик для "Трубадура" парадоксально еще не найден.
Очевидно, Камерная сцена, которая, кстати, скоро должна закрыться на реконструкцию - проект уже готов и утвержден, дело только за строителями, стала настоящей "кузницей" режиссерских кадров для Большого театра. Правда, удивительно, что на это время задумано спектакли, идущие там отправить в ДК на Яузе. А ведь лучшие из постановок очень неплохо бы смотрелись на Новой сцене Большого, а другим спектаклям уже можно стать просто историей.
Планы театра заметно скромнее и строже прежних сезонов последнего времени. Но ахиллесова пята Большого сейчас, конечно, в том, что с того момента как в марте нынешнего года Туган Сохиев решил оставить пост главного дирижера, театр остается музыкально "обезглавленным". А ведь в России сегодня есть и талантливые, и достойные этой позиции дирижеры. Вопрос только в том, кто и когда проявит смелость и волю для подобного назначения.
Но, как выяснялось в финале встречи к восторгу всех собравшихся, и особенно зарубежных коллег, балет "Щелкунчик" в новогодние праздники будет обязательно!