Как быть сильным интеллигентом: режиссер и автор сценария сериала "Люся" рассказали о своем проекте

В онлайн-кинотеатре Premier вышел сериал "Люся" (26 июля появится пятая серия). "РГ" писала о проекте - это первая режиссерская работа в сериальном жанре молодого, но уже хорошо известного, как у нас в стране, так и за рубежом, режиссера Ивана И. Твердовского. Обозреватель "РГ" провела эфир-стрим в своем телеграм-канале, посвященном кино и сериалам (@Alperina) c креативным продюсером и автором сериала Петром Внуковым и режиссером Иваном И. Твердовским.

Что вам приходило в голову, когда вы работали над сериалом "Люся"? Выберите ответ из четырех предложенных:

А: "Люся - это я!" - фраза из миниатюры Ефима Шифрина.

Б: Фильм "Она".

В: Фильм "Первому игроку приготовиться".

Г: Фильм "Главный герой".

Петр Внуков: Мне нравится "Люся - это я!"

Иван И. Твердовский: Поддержу. Тоже скажу: "Люся - это я!".

Не зря вы вместе работаете - совпадаете. Петр, почему вы пригласили Ивана, как режиссера, работать над этим сериалом?

Петр Внуков: Однажды пришел Иван в компанию Good Story Media с идеей экранизировать книжку про Даню Милохина. Это было неожиданное начало нашего знакомства, но сразу же возникло ощущение какой-то близости и взаимопонимания. Конечно, та история ни к чему не привела, хотя в книге были любопытные "штуки". Ее уже, кстати, кто-то экранизирует. А мы решили отправить Ивану сценарий "Люси", и он отозвался. А дальше у нас очень интересно все завертелось.

Иван, я читала ваше интервью, где вы рассказывали, что еще после вашего дебютного фильма "Класс коррекции" хотели снять сериал. Какие предложения вы рассматривали и почему в итоге, спустя время, решили остановиться на "Люсе"?

Иван И. Твердовский: Я очень рад, что Петр отправил мне почитать сценарий "Люси", потому что это действительно было очень интересно. Я вначале боялся, что это довольно жанровая история, к которой не очень привык. Но когда мы встретились и начали общаться, то я тоже почувствовал, что мне внутренне комфортно, мы слышим друг друга.

Иван, во всех ваших картинах всегда есть некая боль, связанная с острой социальной проблематикой. Будет ли такое в "Люсе"? Потому что пока что сериал практически ничем подобным не пронзил, если не считать абьюзивных отношений в семье героини Кристины Асмус, которую бьет муж.

Иван И. Твердовский: В "Люсе" много всего на самом деле, и социальная проблематика, в том числе. Если говорить в целом про главного героя, которого играет Данила Козловский, то он, конечно, находится в кризисном моменте своей жизни, который нам, как создателям, было интересно исследовать. Все кризисы - они же все равно возникают из очень сложных точек соприкосновения с той реальностью, в которой мы живем: семья, совершение некоего преступления... Все-все туда накручивается.

А почему у дочки Сени - героя Козловского лучший друг вдруг топор? Мы знаем примеры, когда у героя более близким другом, чем человек, может быть, например, хомяк, бобер, или какая-то мягкая игрушка, а топор - это такое чисто российское видение?

Петр Внуков: В сериале очень много, на мой взгляд, слоев. Они иногда гротескные или жанровые, но по сути это метафора некоторой агрессии внутри системы - в данном случае семьи Сени. Агрессия скрыта но, кстати говоря, проявляется в первой серии, когда происходит убийство. И ребенок, который находится в этом поле, находит такой способ защиты от скрытой агрессии.

Почему в главной роли у вас снимается Данила Козловский? Потому что он рифмуется с фамилией "Твердовский"?

Петр Внуков: Да, именно по этому принципу (смеется).

Иван И. Твердовский: Да, так мы и подбирали актеров. Только на "-ский" - и все (тоже смеется).

Кто придумал для Козловского такой необычный образ? Он - скажем прямо - достаточно мало играет лузеров. А тут появляется в нелепых шортиках, с такой прической.

Петр Внуков: Это Ваня придумал.

Иван И. Твердовский: Это была очень интересная задача для нас для всех - создать такой образ.

Козловский не капризничал на площадке? Все таки - суперзвезда

Иван И. Твердовский: Он никогда не капризничает, он очень интеллигентный артист.

Петр Внуков: Нереально профессиональный.

Вы смотрели фильм "Текст"? Помните, что говорили про Кристину Асмус после него? Все обсуждали эротическую сцену. Как по мне, в "Люсе" еще более эротическая сцена с танцем получилась.

Петр Внуков: Я не смотрел "Текст", но эротическую сцену оттуда видел. Отличная получилась. И у нас - тоже. Не могу их даже сравнить даже.

Иван, а тяжело было снимать такую, как режиссеру?

Иван И. Твердовский: Мне кажется, что самое простое в съемках вообще любого фильма - это как раз постельные сцены, потому что это - довольно открытые вещи. Когда человек обнажен, он раскрыт и душой, и телом, и очень сложно что-то наиграть.

Что будет делать Ян Цапник, когда он появится в сериале?

Петр Внуков: У него очень классная роль. Просто это будет немножко спойлер, если рассказать. Но, скажем так - это будет самое страшное, что бы вы могли ожидать от своего отца.

Перейдем к критике "Люси". Я после первых двух серий прочитала немало критических отзывов. А вы?

Петр Внуков: Какую-то критику присылали, но не все. Расскажите.

Основная критика сводится к тому, что в сериале медленно развиваются события. Всем уже хочется, чтобы что-то произошло, а ничего еще не происходит. Самая обидная фраза была в одном из обзоров назвали сериал "винегретиком". Думаю, что действительно были завышенные ожидания, именно в связи с именем Ивана И. Твердовского.

Иван И. Твердовский: Это всегда тяжелая штука - отвечать на критику. Ну, правда: критики делают свою работу, мы делаем - свою. Давайте дождемся зрительских отзывов, и потом посмотрим.

Петр, а вы что думаете?

Петр Внуков: Честно говоря, почитал какое-то количество обзоров, и вдруг поймал себя на мысли, что большая часть рецензий пишется для себя и про себя. И там нет, как будто, связи с сериалом или нет исследования. Просто человек выражает свою точку зрения, а у всех же разное восприятие. Понятно, что все, что скажут, будет правдой. Оценивать суждения других людей, не хотелось бы, да и невозможно. При этом есть ощущение, как будто очень много такого, что меня, например, лично очень сильно трогает, от чего мне больно - из сериала не считывается.

Интересно, например, что после премьеры больше парней отреагировало из моего окружения на историю, потому что почувствовать себя уязвимым, не очень сильным человеком, который не идет сразу драться, очень легко в жизни. Но когда люди пишут рецензию, они говорят: "Почему он (Сеня герой Козловского - прим. авт.) не пошел, не дал этим гопникам по башке?". А я сам, например, не хожу драться с гопниками. То есть для меня то, что происходит в начале - это уже вскрывает такой пласт социальной тематики. Например, отношения к мужской силе у нас в стране. Или - какие существуют стереотипы мужского поведения. Я бы слабостью поведение Сени не назвал, потому что герой совершает поступки. Он приходит поговорить, он как бы отстаивает: "Не разговаривайте так со мной". А его бьют по голове. И для меня вопрос - как, сохраняя интеллигентность, человеческое лицо, быть сильным. В том числе и поэтому в этом сериале столько боли.

Петр, я знаю, что для вас "Люся" - очень выношенный проект, в который вы много вложили. И вот вы переживаете, что смыслы, заложенные в нем могут не считываться. Что бы вам хотелось, чтобы считывал зритель.

Петр Внуков: Нет, я не переживаю на этот счет. Мне кажется, я переживал больше всего из-за того, что это настолько сложный и тяжелый эмоционально проект, по крайней мере, для меня , что он может отпугнуть, и зрителям станет так тяжело, что невозможно будет дальше смотреть. Ведь речь идет, по сути, о крахе семьи. И происходит он из-за того, что главный герой - отец и муж - поддается разным соблазнам. Один из них - в виде искусственного интеллекта - ему кажется, что электронная колонка Люся понимает его больше, чем жена и все окружающие. Другой соблазн - в виде красивой и гламурной героини, роль которой исполняет Кристина Асмус. Даже когда Сеня - с женой, то представляет ее. Насколько можно этим соблазнам противостоять, или они приведут к трагедии? Вот вопросы.