"Красивое": обзор Stray - самой кошачьей игры в мире
Не то чтобы никто и никогда не пытался делать игр с котиками: хитрые японцы из Capcom добавляли их в качестве помощников в Monster Hunter, их делали антропоморфными протагонистами в игроизации испанских комиксов Blacksad и артхаусне Night in the Woods, Nintendo в свое время выпустила полчища кривых и косых Cats & Dogs, а совсем в древности на Dendy выходил платформер про черно-белого кота Феликса. Но каждый раз фокус на хвостато-усатую сущность котеек был размыт, и ребята из студии BlueTwelve Studio решили это недоразумение исправить, основательно сосредоточившись на тех аспектах, за которые так любимы пушистые бандиты по всему миру.
В игре рассказывается история "бродяги", рыжего как кот Борис из той самой рекламы, который беззаботно поживает в стае таких же гуляющих самих по себе котов в постапокалиптическом мире, пока волею судеб не попадает в город, населенный роботами, и оказывается втянутым в их проблемы. О дальнейших событиях, пожалуй, рассказывать не стоит, потому что Stray - это полностью сюжетно-ориентированное приключение, поэтому обойдемся без спойлеров. Скажу лишь, что в целом следить за развитием характеров и отношений участвующих персонажей интересно, не всегда можно предугадать, что ждет в следующей главе - и это определенно идет на пользу нарративу.
В визуальном плане Stray выглядит прекрасно, особенно учитывая, что разрабатывалась она силами небольшой команды. И дело не только в графике, работе со светом и прочими техническими деталями, а еще и в работе художников - интерьеры обставлены находчиво, а каждый из встречаемых роботов отличается ярко выраженной индивидуальностью. Есть, правда, шероховатости в отдельных анимациях - некоторые из них выглядят чересчур резкими и неестественными.
Если бы полноценно существовал отдельный жанр "бродилки", то геймплейно Stray можно было бы отнести именно к нему. Большую часть времени игроку, управляя кошаком, предстоит прыгать по трубам и крышам и носиться по улицам, а также периодически решать несложные головоломки. Вся прелесть заключена в том, что узнаваемые кошачьи фишки встроены в игру в виде игровых механик. Все же знают, как коты любят ронять с высоты разные предметы, подталкивая их лапкой - здесь этим нужно заниматься, чтобы продвинуться дальше по сюжету. Мяуканье, повешенное на отдельную кнопку, также имеет свою функциональную роль и пригодится по ходу прохождения, как и заточка когтей о двери и многое другое.
Единственный аспект, который не работает на атмосферу - это музыка. В этой игре почему-то саундтрек абсолютно не подходит происходящему на экране. Например, кот попадает в жилище очередного робота, и начинает играть явно тревожный трек - в такой ситуации начинаешь готовиться к нападению или чему-то подобному, но в итоге ничего из этого не происходит, а по выходу в общую локацию эта неуместная музыка заканчивается.
В интернете встречается много претензий к продолжительности проекта, но я их не разделяю. Stray явно не игра на 40 часов, но и стоит она сейчас в Steam не несколько тысяч, а всего 700 рублей. Стремглав игру можно осилить меньше чем за два часа - за что предусмотрена специальная ачивка "Скорокот". Но при первом прохождении, если еще и не подглядывать в гайды, на все про все уйдет часов 6-8, что вполне коррелируется с доступным прайсом.
Отдельно стоит остановится на технической части: оптимизация выполнена хорошо. За все время прохождения не было встречено ни глюков, ни багов, ни фризов, ни вылетов, что для современных игр большая редкость.
Относиться к Stray можно по-разному: обожать и требовать от разработчиков выпуска GOTY-издания или придираться, искать в ней недостатки и ругать за мелкие огрехи. Так или иначе, но кошачья магия бескомпромиссно срабатывает и делает с игроком то, что, собственно, и должен делать современный интертеймент в эту непростую пору - увлекает за собой и заставляет на время игровой сессии забыть о насущных делах и проблемах. Каждому иногда нужно побыть в шкуре котика. Играйте в Stray вместе со своими питомцами, а если их у вас нет - заведите уже наконец: без кота и жизнь не та.