Пятилетнюю девочку, воспитанную в приемной иркутской семье, могут отправить жить в Таджикистан с объявившейся биологической матерью

Мир для Михаила и Марины Бухашеевых рухнул: у них забрали единственную дочь. Они долго мечтали о ребенке. И когда стало ясно, что своих детей не будет, решили стать приемными родителями. Так в декабре 2017 года у них появилась девочка.
Михаил и Марина Бухашеевы продолжают бороться за дочку. Вместе с друзьями они разместили пост в соцсетях.
Михаил и Марина Бухашеевы продолжают бороться за дочку. Вместе с друзьями они разместили пост в соцсетях. / Фото из соцсетей

В ее метрике напротив имен отца и матери стояли прочерки, и Бухашеевы были уверены, что к удочерению не будет никаких юридических препятствий. Беда пришла неожиданно: малышке не было года, как объявились ее биологические родители и предъявили права на ребенка. Они граждане Таджикистана, трудовые мигранты. Начались судебные тяжбы.

Бухашеевы их проиграли. Сейчас малышке пять лет. И теперь она может лишиться любящих приемных родителей. Ее увезет в Таджикистан биологическая мать. Иркутские чиновники и судьи утверждают, что юридических препятствий к этому нет. "А мы так надеялись, что все уладится, - говорит Михаил. - Ведь биологические родители однажды уже проявили безответственность по отношению к ребенку, бросив его в роддоме и не оставив о себе никакой информации. Нам казалось, что это достаточное основание, чтобы в принципе закрыть вопрос о возвращении девочки".

Но... на основании документов, оформленных "надлежащим образом", и заявления биологической матери принято решение о возвращении ребенка кровным родителям.

"Михаила и Марину пригласили якобы на встречу с биологической матерью девочки, - рассказывает их родственница Наталья Токарева. - И вручили распоряжение о расторжении договора опеки, а потом насильно забрали ребенка. Малышка кричала и плакала, тянулась к Марине. Там были представители таджикской диаспоры. Едва не случилась потасовка. Но Михаил сказал: "Давайте все решать цивилизованно". Получится?

В тот же день малышку, в жизни не ночевавшую даже в гостях у родных, представители опеки забрали в детдом. Пообещали приемной семье "по первому требованию предоставлять информацию о ее самочувствии". На следующий день, когда не находившая себе места Марина позвонила, ей никто не ответил. Потом стало известно, что девочку увезли в Новосибирск. Скорее всего, в ближайшие дни ее отправят в Таджикистан. У биологической мамы Аноргул Гайбудаевой 27 июля истекает срок пребывания в России.

Отчаявшись, Бухашеевы и их друзья разместили пост в соцсетях, где рассказали о своем горе. Дело получило огласку. Минсоцразвития Иркутской области сделало официальное заявление и объяснило свою позицию. Ответ чиновников гладок, содержит ссылки на федеральные законы и Семейный кодекс. Однако он не отвечает на вопросы, который задают те, кто не остался равнодушным к этой истории.

А как воспринимает происходящее девочка? Лучшее ли ей будет в Таджикистане среди людей, не говорящих по-русски? Как она, бывшая единственным и любимым ребенком, будет чувствовать себя в многодетной семье и как переживут все это "осиротевшие" Марина и Михаил? Что будет с теми, кто сегодня решает, взять ли приемных детей? И не станет ли у нас больше сирот?

Комментарии

Елена Яковлева, редактор отдела Общество:

Законы надо соблюдать, никто не спорит, но надо понимать, что кроме них есть в веках устоявшиеся нравственные правила человеческого поведения. И есть законы сочувствия. А сочувствие в этой истории требуется всем. И кровным родителям, на сторону которых стал закон. И родителям приемным, которых лишили самого дорогого для них существа. И, наконец, самому ребенку, которому обрушили привычный мир, внезапно заменив семью на детдом, а детдом на другую семью, и, несомненно, нанесли травму. Совершенно очевидно, что и у ребенка, и у приемных родителей должно остаться право на контакт друг с другом. Как они обозначат свои новые роли, думать им, но резко разваливать самый ценный для человека мир, мир семьи для того, чтобы последовать лишь букве закона и сделать вид, что все разрешено, нельзя. Кем-то из чиновников была допущена серьезная ошибка, приемных родителей не оповестили о том, что у ребенка есть кровные родители, которые могут предъявить на него права, и теперь оставлять их жизнь и жизнь усыновленного ими ребенка по сути поломанной и говорить, что дело разрешено наилучшим образом, невозможно. У этой ситуации точно должно быть иное решение. И оно должно быть гуманным. Ребенок и его приемная семья этого несомненно заслуживают.

Мария Львова-Белова, Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка:

- Каждая ситуация передачи ребенка из семьи опекуна, в которой он прожил длительное время, кровным родителям эмоционально сложная, трепетная тема. Стоит признать, как в правовом плане, так и с точки зрения психолого-педагогического сопровождения данная сфера проработана недостаточно. Схожие драматичные эпизоды возникают после возвращения родителей из мест лишения свободы или после восстановления в родительских правах. Можно с пониманием отнестись к чувствам всех сторон.

По данному конкретному случаю Уполномоченным в оперативном порядке запрошены все юридические документы. После детального изучения ситуации - участникам конфликта будет предложена помощь и при необходимости привлечены компетентные органы.

Подготовила Татьяна Владыкина