"Война-пятно крови" - одна из нескольких десятков картин, которые Сабур привез в Москву. С его последней выставки в российской столице прошло более тридцати лет, с тех пор много воды утекло, а Сирия теперь у всех ассоциируется с войной. Картины Сабура тоже во многом рождены войной, но они еще и свидетельство того, что культура, если она подлинная, выживает даже под бомбами. Отсюда и название выставки - "Жизнь не умирает". Впрочем, с названием многие зрители согласятся, быть может, не сразу - на полотнах, созданных в последнее десятилетие, так много траурных тонов. Многие из них и вовсе написаны пеплом. Тем, что осталось от мира.
На самом деле пеплом Сабур пишет уже более тридцати лет с тех пор как в московской "Строгановке" защитил кандидатскую и сам стал преподавать на факультете живописи в Дамаске.
"Пепел был нужен мне, чтобы показать студентам, как можно работать с новыми материалами, - уверяет художник. Но через несколько минут размышлений о новых подходах в искусстве все-таки признается, что пепел - это не просто материал, "это кровь картины". История показала, что это еще и кровь времени. Уловить столь красноречивый образ в мирное время мог только по-настоящему большой художник. Не зря работы Низара Сабура есть в коллекциях по всему миру.
Больше всего черной крови на картинах, посвященных трагедии в Маалюле. В 2014-м террористы практически сравняли древней город с землей.
- Моя жена оттуда родом, и я там часто бывал. К тому же это христианская святыня, я сам православный, поэтому для меня это важное место. И я создал серию картин в память об этом городе, - рассказывает Низар.
Но даже на покрытых пеплах полотнах есть пятна ярких красок. То где-то в окне покрытого копотью дома забрезжит красный акрил, то в дверном проеме древнего монастыря покажется лазурь - похожую на ту, что мы видим на "Троице" Рублева, и которую Павел Флоренский назвал "более небесной, чем само небо".
Отсылки к русской культуре не случайны. Сабур уверен, что только она помогает увидеть жизнь "со всеми ее пятнами света и темноты". Эти контрасты больше всего заметны на картинах художника из цикла "Пожары".
"Про все западное искусство я не могу сказать, что оно помогает увидеть жизнь во всех оттенках, поэтому я каждый день своим студентам в Дамасском университете показываю альбомы Сурикова, Коровина, Иванова, Репина", - говорит Низар.
Есть жизнь и на современных иконах - еще одно направление его творчества. В Музее Востока выставлены вариации на тему Тайной Вечери и Распятия. Последнему символу посвящено сразу несколько работ, причем совершенно в иных тонах. Тут нет пепла, а есть то, что доктор искусствоведения Татьяна Стародуб назвала "разноцветными сгустками света".
То же буйство символов и красок на полотнах, созданных художником специально для московской выставки - "Колебания любви", "Любовь как на небе, так и на земле"… В этих работах угадывается влияние на сирийца еще одного русского гения.
"Я считаю Врубеля великим художником. Он лучше всех, - признается Низар Сабур. Что касается выбранной темы, то тут тоже все глубоко и символично: "Во всех культурах главное слово - это "любовь", поэтому мы, люди разных стран, должны говорить друг с другом о любви".
Слушая Сабуру на фоне его же картин, ловишь себя на мысли, что он идеальный герой современной культуры - с огромных бэкграундом, который не мешает ему браться за острые темы и экспериментировать с материалами; повидавший много горя, но не растерявший любви. Кураторы Музея Востока в выборе смыслов на это лето не ошиблись. Ажиотаж вокруг выставки тому подтверждение.
"У меня много берут интервью, но о главном спрашивают редко, а я хочу сказать вам, что жизнь, действительно, побеждает. Всегда. Даже если на земле творится что-то ненормальное" - за спиной Низара в этот момент летят стаи пепельных птиц, они заполнят собой все полотно, но помимо серости и черноты мы видим желтое солнце и ту самую, рублевскую, лазурь. Картина называется "Иммиграция".