О том, как в вузе идет прием и какие направления самые популярные, "РГ" рассказал ректор вуза Владимир Миклушевский.
Владимир Владимирович, за что "голосуют" ваши абитуриенты?
Владимир Миклушевский: В этом году мы отмечаем нарастающий интерес абитуриентов к инженерным специальностям. Наибольшей популярностью пользуются направления, связанные с транспортом. Так, на программу "Перспективные транспортные средства" побиты все рекорды по заявлениям. Видим большой спрос, как и во многих других вузах, на информационные технологии, также востребованы графика, дизайн, журналистика.
Наверняка, все подают документы онлайн?
Владимир Миклушевский: Дистанционная форма подачи документов удобна для многих, при этом лично в приемную комиссию подано более 12 тысяч заявлений. Около 29 тысяч - через информационную систему вуза, почти 36 тысяч заявлений пришло через суперсервис "Поступление в вуз онлайн".
В этом году вы открыли набор в передовую инженерную школу. Три магистерские программы - кого будете готовить?
Владимир Миклушевский: Мы будем готовить магистров по трем направлениям: "Гоночный инжиниринг", "Инженерный дизайн", "Автомобильная мехатроника". Это направления подготовки суперинженеров.
Магистров в Передовой школе будут готовить на основе реальных проектов, которые ведут конструкторские бюро университета, либо наши партнеры - "КАМАЗ", "НАМИ", "Автотор". Важно, что обучение в ПИШ ориентировано на потребности современного рынка, а среди преподавателей будут эксперты ведущих компаний отечественного автопрома.
Почему только для магистров?
Владимир Миклушевский: Потому что в магистратуре Передовой инженерной школы Московского Политеха мы ждем людей, у которых уже есть наработанный опыт, иначе человек просто не потянет обучение. Более того, это должны быть люди, мотивированные идти именно к нам конкретно на эти программы.
Но у бакалавров будет возможность участвовать в проектах передовой школы?
Владимир Миклушевский: Конечно, это одно из звеньев цепочки подготовки. Мы присматриваем абитуриентов из тех ребят, что приходят в наш детский технопарк еще школьниками. Среди бакалавров точно будут те, кто "зацепится" и смогут пойти дальше. Все как в спорте. Например, есть любительская хоккейная команда, и есть тренер детской спортивной школы, который приходит и смотрит на ребят, вычисляя будущих чемпионов. Так и мы: видим школьников с горящими глазами - приглашаем к нам в бакалавриат. А дальше учеба в магистратуре, Передовой инженерной школе.
Чем завлекаете абитуриентов?
Владимир Миклушевский: Практико-ориентированным обучением. На всех четырех курсах бакалавриата у студентов есть предмет "Проектная деятельность". Все без исключения студенты с первого по последний год обучения занимаются проектами.
Это не факультатив, а обязательная дисциплина. Проекты, как правило, занимают, семестр, чаще год, иногда больше. Это реальные разработки под руководством преподавателей и экспертов из отрасли. Проекты могут быть индивидуальными, но чаще - командные, где участвуют ребята с разных факультетов.
Планируете ли вы увеличивать программы специалитета, сокращать бакалавриат?
Владимир Миклушевский: Болонской системы, о которой сегодня много дискуссий, в чистом виде в нашей высшей школе не было никогда. Специалитет всегда присутствовал. Но у нас есть профессиональные стандарты, в которых написано: по ряду направлений подготовки нужна степень магистра. Кроме того, в законодательстве есть гарантии для людей с дипломом бакалавра - право бесплатно поступить в магистратуру. Нельзя их этого права лишить в одночасье. К нам едет учиться большое количество иностранцев. Кстати, Московский Политех - пятый в Москве по числу студентов-иностранцев. Для них система "бакалавр-магистр" привычна и знакома. Уберем ее - поток иностранцев точно сократится.
Поэтому, на мой взгляд, сохранение элементов системы "бакалавр-магистр" оправдано. Другое дело, что нашу систему высшего образования в принципе нужно трансформировать, особенно сейчас, в условиях санкционного давления. Нужно ли увеличивать программы специалитета? Возможно. Сужу по разговорам с работодателями. Некоторые искренне признаются, что бакалавра им мало, нужен специалист. Почему бы нет? У нас по ряду направлений подготовки есть и бакалавриат, и специалитет. Это нормально. Главное, чтобы это было на пользу экономике страны.
Появится что-то новое в учебных программах?
Владимир Миклушевский: Мы программы обновляем каждый год, это вообще прямая обязанность преподавателя - актуализировать образовательную программу. Так что примерно 20% ежегодно обновляется исходя из изменяющихся потребностей отрасли. Например, до сих пор у нас не было конструкторских бюро, чтобы сконструировать кондиционер. Сборка и эксплуатация - пожалуйста. Но все детали - завозные. Никто не ставил конструкторскую задачу. Сейчас ситуация поменялась. Почти то же самое и с автомобилями. Я уверен, и автомобиль, и уж тем более кондиционер мы сможет сделать сами. И подготовить для этого высококлассных конструкторов. Мы к этому готовы.