По данным Росалкогольрегулирования, в первом полугодии 2022 года производство алкогольной продукции увеличилось до 83,8 млн декалитров (дал) - с почти 77 млн дал в первом полугодии прошлого года. При том что продажи в рознице приросли на 3,7%.
Производство водки увеличилось на 9%. Существенный рост производства показывают дистилляты (сырье для крепких напитков): производство коньячных выросло в 2,5 раза. Ликеро-водочных изделий свыше 25 градусов было произведено на четверть больше, чем год назад. Слабоалкогольной продукции изготовили в полтора раза (54,3%) больше, а ее продажи выросли на 77%. Производство шампанского выросло на 30,3%, а продажи - только на 6%. Выпуск винодельческой продукции в целом снизился на 2,6%, а ее продажи на 7,8% - прежде всего за счет снижения производства и продаж винных напитков (более чем в два раза). Еще в 2020 году в России по сути запретили использовать для производства иностранные виноматериалы.
Такие результаты в полной мере отражают ситуацию, как отрасль отреагировала на снижение поставок импортной продукции, считают в Росалкогольрегулировании. Так, дистилляты являются сырьем для производства коньяков, рома, виски и т.д. А как известно, несколько иностранных брендов покинули российский рынок - Diageo (производит виски Johnnie Walker и White Horse, ром Captain Morgan), Brown-Forman (виски Jack Daniel s), Maxxium Russia (бурбон Jim Beam, виски Macallan и The Famous Grouse, а также текила Sauza). "Сейчас происходит постепенное "вымывание" импортной продукции из розничного звена. На фоне сохраняющегося спроса это приводит к росту продаж отечественной продукции", - поясняют в Росалкогольрегулировании.
Кроме того, там считают, что росту производства и продаж способствовала продолжающаяся легализация рынка. "Это стало возможной благодаря эффективной работе Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) и ликвидации незаконных производственных и складских площадок", - считают в ведомстве.
"Не было еще случая, чтобы потребитель, не найдя в магазине нужный алкоголь, бросил пить и записался бы на курсы игры в шахматы", - оценивает риски дефицита импортной продукции директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Отсюда и смещение спроса в сторону российского алкоголя.
Сейчас водку стали использовать в коктейлях вместо виски, рома и текилы: импорт упал, а водка - самый доступный "градус", говорит руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. По его оценкам, по итогам года импорт текилы, джина, рома, виски снизится на 75%, вина - на 40%. Дробиз считает, что на этом фоне вырастет присутствие на рынке фальсификата, ведь при всем стремлении наших предприятий увеличить производство своего винограда для изготовления вина и коньяка не хватает.
Сейчас также во всем мире набирает обороты мода на слабоалкогольные коктейли и игристые вина. Так, в Италии фиксируют в этом году рост экспорта проссеко на 40%, говорит Шапкин. В России тоже наблюдается рост популярности этого алкоголя, что и подтверждают данные Росалкогольрегулирования.